Инновационные технологии Янтаря | Калининградский государственный технический университет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Инновационные технологии Янтаря

Выставочная экспозиция как способ презентации возможностей новых технологий и приоритетных направлений исследования свойств янтаря.
Кузнецова Г.А.
КГТУ, историко-технический музей, директор

Рассматривается возможность применения подхода к созданию выставочной экспозиции как особой семиотической системы, строящейся на использовании музейного предмета (янтаря) как знака определенного процесса.

Меняющиеся представления о янтаре, его возможностях и границах использования явились темой выставки "Инновационные технологии янтаря" (10-летний опыт работы Института янтаря и региональных ресурсов), открытие которой состоялось 2 марта 2007 г. в зале тематических и художественных выставок историко-технического музея Калининградского государственного технического университета. Она планировалась как альтернативная и полидисциплинарная в вопросах изучения янтаря.
Задача выставки, с точки зрения экспонента, заключалась в обобщении полученных знаний и разработанных технологий в области исследований янтаря за 10 лет существования ИЯиРР. Соответственно, экспозиция строилась по хронологическому принципу и состояла из семи разделов, отражающих этапы развития института и совершенствования технологических процессов.
Для музея - это была задача проектирования и создания экспозиции выставки как особой семиотической системы, строящейся на использовании музейного предмета (янтаря) как знака определенного процесса. Задача выявления своеобразия выставки как знаковой экспозиционной системы, возникающей на стыке научного и художественного видения мира янтаря через его вещественные, материальные элементы путем непротиворечивого соединения приемов науки и искусства в выставочной экспозиции.

Первый раздел «Палеобиология янтаря» знакомил посетителей с особенностями формирования янтарных смол, таблицей геологических эпох с указанием времени формирования минералов и янтаря; коллекцией "Морфология янтаря"; учебно-методическим палеобиологическим собранием балтийского янтаря; живым растением араукария - современным потомком древних янтароносных деревьев. Собрание природных инклюзов, и как альтернатива творению природы - коллекцией образцов современных искусственных инклюзов (ЧП Петров С.В.) - новый способ фиксации биологического материала.

В разделе «Геология янтаря», его подразделе «Мировые месторождения янтаря» были представлены: Карта мировых месторождений янтаря, геолого-географическая коллекция янтарей мировых месторождений, составленная из образцов собрания Британского музея естественной истории и образцов из личного собрания к.г.н. С.С.Савкевича и технологическая коллекция балтийского янтаря (классификатор по цвету), созданная в1992-2003 г., владельцем которой является ИЯиРР.
Второй подраздел мы целиком посвятили памяти С.С.Савкевича – крупнейшего и, практически, единственного специалиста в области геологии янтаря. Мемориальная тема была раскрыта через обзор его научной деятельности. В экспозиции были представлены: автобиографическая справка, монография "Янтарь" (1970), статья из журнала "Lausitzer Bernstein", посвященная С.Савкевичу, переписка С.Савкевича с Британским музеем естественной истории и геологическая коллекция генезиса ископаемых смол, составленная С.С.Савкевичем за годы экспедиций (владелец - ИЯиРР).

Предпосылки к созданию Института янтаря и региональных ресурсов мы осветили в следующем разделе, который имел аналогичное название. Экспозиция представляла вниманию посетителей результаты первых экспериментов, которые легли в основу проекта «Комплексная переработка янтаря». Целью проекта явилась необходимость объединения усилий ученых КГТУ и других вузов страны в решении региональной проблемы комплексной переработки янтаря. Известные "дополимерные" технологии реконструирования отходов янтаря, его мелких фракций и отходов ювелирного производства использовали метод прессования. Степень изученности поставленной темы раскрывалась через представление самого технологического процесса, оснастки, оборудования и результатов деятельности. Предметный ряд раздела состоял из документов, пресс-формы для изготовления прессованного янтаря из мелких фракций, различных предметов из прессованного янтаря, термически измененного под "руменит", осветленного, окрашенного, измененного методом газации в атмосфере азота, методом варения в меду, методом склеивания отдельных пластин для создания больших плоскостей. А так же панно, с изображением товарного знака "Балтстудкомпани", изготовленного из янтаря мелких фракций.

"Полимерная эпоха" в развитии Институтов Янтаря и Региональных Ресурсов - тема следующего раздела выставки. История сотрудничества с РХТУ им. Д.И.Менделеева в деле утилизации отходов янтарного производства была представлена документами – Положением о филиале кафедры химии пластмасс РХТУ им. Д.И.Менделеева при ИЯиРР от 05.03.1997; Положением о попечительском совете ИЯиРР; патентом на изобретение "Способа изготовления декоративных изделий с использованием наполнителя, изготовленного из янтаря" (27.06.2000), актом экспертизы на происхождение товара – коллажей, картин, панелей, мозаики и декоративных элементов с наполнителем из янтаря (29.09.1997), отчётом о проведении НИР по государственному контракту РП 97-98 (05.01.1998) "Исследования по утилизации отходов янтарного производства методами реконструирования", Отчёт о проведении НИР по государственному контракту РП 97-98 (05.01.1998).
Иллюстрировалась тема фотографиями: лаборатории РХТУ, к.х.н. Б.И.Дьяченко (1944 - 2006) - ведущего научного сотрудника РХТУ, специалиста в области разработки кремнийорганических полимеров и материалов на их основе, палитрой полиберна, сантех. изделий и предметами из полиберна. Вещественными иллюстрациями стали: облицовочный материал (янтарь, оникс), 1-я облицовочная плитка и полиберна, образцы пенобетонов для наливных полов, облицовочная плитка (25х25 см) - "янтарный кафель", держатель для туалетной бумаги, элемент корпуса рояля, ручка переключения скоростей для BMW из "полиберна", сувенир "Поросёнок".

Раздел «Янтарь в строительстве и дизайне» был представлен в экспозиции двумя осуществленными проектами оформления: алтаря Крестовоздвиженского собора в Калининграде и воссоздания Янтарной комнаты и одного незавершенного проекта реконструкции интерьеров правого каземата Бранденбургских ворот (Калининград, ул. Багратиона, 137, 1998 г.)
Образцы декоративных элементов убранства алтаря: декоративная плитка, листик, элемент убранства царских врат, витражная плитка, малый крест, фото интерьеров собора и больших алтарных крестов. Участие ИяиРР в реставрационных работах Янтарной комнаты было представлено предметами, выполненными в технике «бесформенной» отливки из полиберна. Гипсовая модель, фото Янтарной комнаты и коллектива её реставраторов, колье из искусственно состаренного янтаря (технология состаривания разработанная сотрудниками института Янтаря) – как свидетельство сотрудничества двух коллективов.
В неосуществленном проекте реконструкции интерьеров правого каземата Бранденбургских ворот (автор проекта Г.А.Кузнецова) для делового центра предполагалось активно использовать янтарные настенные панели и мебель из ценных пород дерева с инкрустациями янтарем, вставками из полиберна с 70% наполнением янтарем на подложках из фольги, а также зеркала в рамах из полиберна. Фрагмент вставки из полиберна для настенной панели и плакетка из бернита с гравированным изображением ангела дают некоторое представление об убранстве зала. На подготовительном этапе этого проекта родилась технология инкрустации ценных пород дерева янтарем и полиберном, столь блестяще реализованная и усовершенствованная Александром Валентиновичем Емельяновым.

Раздел «Янтарное образование, фармацевтика и косметология» включал в себя два основополагающих документа в области использования янтаря – Концепцию регионального использования неликвидных фракций янтаря на Калининградском янтарном комбинате (схема) 01.12.2003 г. и Концепцию комплексного использования янтаря в фармацевтике (схема). Здесь же были представлены основные виды фармацевтической и косметологической продукции, выпускаемые на КФФ по рецептам ИЯиРР - янтарная кислота, янтарная пудра, янтарное масло для массажа. И товары из разряда бытовой химии – янтарный ладан, жидкий янтарь и образцы использования жидкого янтаря по дереву и коже, а так же отчёт и.о. начальника УБОП УВД Калининградской области Ю.З.Шогинова о результатах испытаний средства по уходу за обувью "Жидкий янтарь" в полевых условиях.
О янтарном образовании в КГТУ посетителям выставки рассказывали учебные планы повышения квалификации по направлению "Экономика и технология янтаря" от 26.08.2002 и курсу «Биотехнологии янтаря", сопровождаемые фотографиями учебного процесса и работы студентов, мастерских научно-производственного экспериментального участка «СТУДКО», на базе которого они проходили учебную и преддипломную практику.

Раздел экспозиции «Бытовое применение янтаря с древности до наших дней» наиболее ярко продемонстрировал основной принцип выставки – неразрывность связи прошлого и современности, природного и искусственного. Первые проявления Homo sapiens как высшей формы организации материи на планете приложенные к янтарю, одному из первых материалов к которому сознательно прикоснулась его рука.
Свидетельство тому древнейшие археологические находки янтарных изделий, относящихся к неолиту представленные в экспозиции раздела, датированные четвертым тысячелетием до н. э., эры синтетических полимеров. Антропоморфные и зооморфные фигурки, кольца, пуговицы, пряжки со следами патины эпохи неолита. А рядом – выполненные в том же уникальном материале, в котором нашли отражение практически все культуры мира, украшения и аксессуары работы лауреата международных конкурсов ювелиров-янтарщиков Елены Градинаровой.
И рядом фотографии мебели фабрики ОПЕКО (ООО «Емельянов») с инкрустациями янтарем и янтарных витражей работы художницы Н. Крымовой, а также образцы массовой сувенирной продукции из материала «бернит» с 5% наполнением янтарем (ЧП Петров С.В.). Дизайн древности и современности.

В разделе «Изучение янтаря и его аналогов физико-химическими методами» были представлены виды имитации янтаря и способы их идентификации. Это образцы отделочного материал "Бернит", предназначенного для изготовления вставок в бижутерию, пуговиц и декоров, состоящего из полиэфирных смол с низким (до 5%) содержанием янтаря и без такового, имитирующие структуру каленого янтаря с применением технологии «микровзрыва» для создания декоративных внутренних трещин. Предметы, имитирующие изделия из янтаря из разных стран мира (Китай, Корея, Италия, Белоруссия, Россия).
Для идентификации янтаря и его имитаций был представлен общественности метод инфракрасной спектроскопии в сравнительных графиках для янтаря и эпоксидной смолы, а так же отчёт о НИР "Разработка критериев оценки янтаря-сырца и изделий из него при вывозе из РФ" (20.12.2001). Эта форма деятельности ИЯиРР была отмечена Дипломом международного конгресса по инклюзам в янтаре (Испания, 1998).
Завершал экспозиционный ряд предмет-загадка – образец асфальта, при изготовлении которого использовались янтарные битумы – отходы от получения янтарной кислоты методом сухой возгонки не сортового янтаря.
Выставку посетило 565 человек. Официально она завершилась 06.07.2007, но фактически работала до конца августа, а последний посетитель, желавший познакомиться с материалами выставки, приехал с Брестской таможни в декабре. В настоящее время с экспозицией выставки можно ознакомиться в музее «Янтарный замок» в пос. Янтарный и в музее КГТУ в форме просмотра слайд-фильма.

Исходя из вышеизложенного обзора экспозиционного ансамбля, можно сделать вывод, что обе задачи, поставленные перед экспонентом и музеем, удачно решены. Единый «экспозиционный текст» выставки соответствует определенной теме, экспонаты связаны пространством в целое единство, образное начало янтаря как предмета выставки и художественно-образное содержание экспозиции сливается с научно-логическим, рациональное постижение смысла темы с интуитивным.
Таким образом, выставочная экспозиция предстает как особая информационная система, отражающая явление исторического процесса через предметы-экспонаты как знаковые компоненты, и строящаяся через их осмысление автором экспозиции в расчете на определенное понимание её воспринимающим субъектом.