Кафедра технологии машиностроения | Калининградский государственный технический университет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Кафедра технологии машиностроения

Наша история начинается с 1958 года, то есть сразу после появления нашего вуза на Калининградской земле.

За годы своего существования кафедра в своем развитии прошла ряд этапов.

Первоначально по решению министерства высшего образования СССР, кафедра именовалась - «Технология машиностроения и технология металлов», а с 1962года кафедра получила название «Технология машиностроения».

Первый выпуск специалистов по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» состоялся в 1960 году (вечерняя форма обучения). В 1959 году на кафедре была открыта дневная форма обучения.

Первым заведующим кафедрой был к.т.м., доцент Евсиков А.В. (1958-1961г.г).

Затем в течение долгих лет (1962 – 1983г.г.) кафедрой руководил известный ученый, д.т.н., профессор Еремей Борисович Юровецкий, много сделавший для развития кафедры, для эффективности работы преподавателей в деле подготовки инженеров-технологов по металлообработке и машиностроению и для науки.

Вокруг Е.Б. Юровецкого сформировался коллектив исследователей – энтузиастов, среди которых выделялись; к.т.н., доцент В.М. Покровская, старший преподаватель Л.И. Фишерович, к.т.н., доцент А.Л. Мееров.

Позже в работу кафедры включились первые ее выпускники и опытные производственники: ст. преподаватель А.М. Штейнберг, к.т.н., доцент Г.С. Шулев, к.т.н., доцент В.И. Анциферов, к.т.н., доцент И.Ф. Марченко, ст. преподаватель А.В. Дунаевецкий, ассистент Э.Д. Симановский. Много работал со склонными к техническому творчеству студентами автор нескольких десятков изобретений в области процессов формообразования к.т.н., доцент А.И. Голембиевский - ныне профессор Новополоцкого политехнического института в Белоруссии.

На кафедре велась большая научная работа по нескольким перспективным направлениям. Магнитно-абразивное полирование разрабатывали Г.С. Шулев и А.М.Штейнберг, упрочнение деталей машин в магнитном поле термомагнитными порошками активно развивал и исследовал Г.С. Шулев с группой аспирантов в составе: Б.П. Чемисов, Ю.Г. Голиков, В.И. Абрамов, Б.П.Борисов, И.Т. Сычев, исследования по данной тематике проводил Ю.П.Александров. Исследования по электроискровому легированию в магнитном поле проводил к.т.н., доцент И.Ф. Марченко и ассистент В.Л. Щеголев.

Исследования по изготовлению и контролю гребных винтов осуществлял коллектив ученых под руководством Е.Б. Юровецкого в составе аспирантов В.А. Данилова Ю.Ф.Правдина, И.В. Ясинского. Ротационной обработкой материалов в течение ряда лет занимались к.т.н., доцент Л.А. Гик (в последующем д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ), ассистент Э.Д.Симановский.

Исследования по ротационной обработке сложно-профильных поверхностей проводил А.И. Голембиевский.

Все названные исследователи и преподаватели успешно продолжили свою научную карьеру. Многие из них стали докторами и кандидатами технических наук, доцентами, профессорами.

В 1983-1995гг. кафедрой заведовал к.т.н., доцент И.Ф. Марченко, ему довелось открыть вторую инженерную специализацию – «Технология упрочнения деталей машин, аппаратов, инструментов». В этот период расширяется лабораторная база электофизических методов обработки и продолжается сотрудничество с промышленными предприятиями на договорной основе по внедрению научных разработок кафедры в области магнито-электрических методов упрочнения, в которой принимал активное участие старший научный сотрудник В.И. Щербаков.

Новым этапом в деятельности кафедры «Технологии машиностроения» стало слияние с ней бывшей кафедры технологии металлов. В коллектив пришли опытные преподаватели исследователи к.т.н., доцент А.Г.Громыко, к.т.н., доцент С.Л. Войцеленок, доцент К.Л.Лопатина и ст. преподаватель М.С.Калачева, которые в последствии перешли в штат кафедры ТОМ.

В 1991 году был избран на должность доцента кафедры авторитетный специалист по автоматизации технологических процессов и в области автоматических роторных линий к.т.н., доцент В.Н.Тилипалов.

В 1995 году в связи с открытием новой специальности «Реновация средств и объектов материального производства в машиностроении» из состава кафедры технологии машиностроения был сформирован коллектив самостоятельной кафедры – технологии обработки материалов (ТОМ), которую возглавил д.т.н., профессор Л.А. Гик. Кафедра вошла в структуру механико-технологического факультета.

В то же время кафедра «Технологии машиностроения» получила новое имя «Технология автоматизированного машиностроения» (ТАМ) и она вошла в состав факультета автоматизации производства и управления.

Кафедру возглавил д.т.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ В.Н.Тилипалов.

Главными направлениями научных исследований кафедры ТОМ являлись изучение процессов и создание нетрадиционных технологий механической обработки материалов, трибология, а так же сертификационные испытания металлоизделий, инструментов, технологической оснастки и оборудования. Исследовались некоторые аспекты вузовской педагогики в приложении к инженерным дисциплинам доцентом Соколовой И.А.

На кафедре работал студенческий кружок научно-технического творчества в области натурного моделирования электро-физико-химических процессов, реализующихся в технологиях реновации средств материального производства.

На базе научных разработок кафедры было организовано малое предприятие по созданию, исследованию и производству новых инструментов, реализующие грант Российского фонда поддержки малых наукоемких предприятий.

Осуществляются качественные изменения на кафедре технологии автоматизированного машиностроения (ТАМ):

В 2011 году в связи со структурной реорганизацией была создана в составе факультета автоматизации производства и управления кафедра автоматизированного машиностроения (АМС) путем слияния кафедр технологии автоматизированного машиностроения (ТАМ) и технологии обработки материалов (ТОМ). Объединенную кафедру АМС возглавил к.т.н., доцент Лещинский М.Б.

Объединение кафедр было вызвано рядом объективных причин, в т.ч. и переходом всех государственных вузов на двухуровневую систему высшего образования.

Кафедра АМС имеет хорошую учебную и научно-исследовательскую базу, включающую:

В учебном плане кафедра автоматизированного машиностроения является не только общетехнической, но и выпускающей. Мы обучаем студентов по одной общеобразовательной программе:

по направлению «Машиностроение» реализуется подготовка бакалавров по профилю – «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств».

Обучение ведется по очной и заочной формам.

Преподавательский состав кафедры – это 12 высококвалифицированных специалистов, 8 из которых имеют ученые степени и звания, в том числе шестеро преподавателей являются выпускниками кафедры: к.т.н., доценты Александров Ю.П., Борисов Б.П., Сычев И.Т., к.п.н., доцент Соколова И.А и доценты Ясинский И.В., Щербаков  В.И.

Наряду с преподаванием специальных дисциплин кафедра АМС выполняет функции общеобразовательной кафедры. Наши преподаватели читают лекции, ведут практические и лабораторные занятия в масштабах всего университета по таким общетехническим дисциплинам, как:

При кафедре имеется аспирантура по специальности «Технология машиностроения». Кафедра АМС продолжает выполнять научные исследования, проводимые ранее кафедрами ТАМ и ТОМ.

Выпускники кафедры успешно работают на многих предприятиях нашего региона, на таких как: «Автотор», «Балткран», «Калининградгазавтоматика», «Калининградский вагоностроительный завод», ПСЗ «Янтарь», Калининградский янтарный комбинат, и других предприятиях и организациях различной формы собственности. Механики, конструкторы и технологи нужны везде!