Калининградский государственный технический университет






УТВЕРЖДАЮ
проректор по учебной работе Ф.А.Титков
26.06.2000 года.



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ








Факультет гуманитарной подготовки
Кафедра истории


Очная форма обучения.
Заочная форма обучения.
Курс - 1
Семестр - 1,2
Лекции - 46 часов
Семинары - 44 часа
Зачет - 1 семестр
Экзамен - 2 семестр
Курс - 1
Семестр - 1,2
Лекции - 14 часов
Семинары - 12 часа
Зачет - 1 семестр
Экзамен - 2 семестр
Самостоятельная работа и
индивидуальные занятия - 70 часов
Самостоятельная работа и
индивидуальные занятия - 134 часов
Итого: 160 часов

Калининград
2000









ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Дисциплина "Отечественная история" предназначена для студентов I курса Калининградского государственного технического университета всех специальностей и направлений. Цели дисциплины определяются современными задачами гуманизации высшего образования. Как показывает мировой опыт, современный специалист в любой отрасли практической деятельности реализует свои профессиональные способности лишь при условии усвоения им общегуманистических ценностей, выработанных человечеством. Люди, усвоившие только узкопрофессиональные знания и навыки, могут быть только ремесленниками, без овладения достижениями человечества в духовной области их невозможно считать интеллектуально развитыми, интеллигентными, культурными.
Социогуманитарная подготовка студентов осуществляется за счет системного подбора гуманитарных дисциплин, отвечающих интересам как личности, так и общества. Будущие специалисты должны получить достаточно полное представление о философии, экономической теории, социологии, политологии, психологии, культурологии.
Однако эти знания должны опираться на прочную историческую подготовку, так как без собранного и обобщенного историками фактического материала изучение вышеперечисленных дисциплин становится беспредметным.
Цель исторического образования заключается в формировании исторического мышления и социальной памяти, целостного видения отечественной и мировой истории. Студент должен знать отечественную историю как единый экономический, социальный, политический и духовный процесс, разворачивающийся во времени и пространстве, умело пользоваться историческими знаниями при анализе и оценке современных событий и тенденций общественного развития, выявлять их исторические истоки.
Данный курс призван помочь студентам определить историческое место России в мировом человеческом сообществе, осознать исторические особенности российского общества, сформировать миропонимание, свободное от синдрома гражданской войны, выявить факторы, которые в течение длительного времени определяли историческое развитие России и мира.
Основные требования к Знаниям и умениям по дисциплине "Отечественная история" изложены в Государственном образовательном стандарте Российской Федерации, который предусматривает, что студент, изучивший вышеназванную дисциплину, должен:
-иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;
-иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;
-иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

№№
п/п
Наименование темы
Лекция
(количество часов)
Семинар
(количество часов)
1 Россия и мировой исторический процесс.
2
2
2 Место средневековья во всемирно-историческом процессе.
Киевская Русь и ее взаимоотношения и соседями.
4
2
3 Русь между Востоком и Западом (ХШ-ХУ века).
4
4
4 Российское государство в ХУ1 веке.
2
2
5 Россия и Европа в ХУП веке.
4
2
6 Начало новой эпохи в развитии России. Петр I
2
2
7 Российская империя во второй половине ХУШ века .
2
2
8 Россия в первой половине XIX века:внешнеполитическое
могущество и внутриполитический кризис.
2
2
9 Россия во второй половине XIX века.
2
2
10 Царизм и модернизация России в коние Х1Х-нача-ле XX веков:
охранительные тенденции и попытки реформ.
4
4
11 Россия на изломе мировой истории:
выбор пути общественного развития (I9I7-I920 годы).
4
4
12 СССР и мир между двумя мировыми войнами: 1921--1939 годы.
4
4
13 Великая Отечественная война советского народа
против немецко-фашистских захватчиков.
2
2
14 СССР в середине 40-х - середине 80-х годов.
4
4
15 СССР в годы перестройки (I985-I99I годы).
4
4
16 Российская Федерация на пути политических и социально-экономических преобразований (90-е годы XX века).
4
4
Итого:
46
44



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ
ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

№№
п/п
Наименование темы
Лекция
(количество часов)
Семинар
(количество часов)
1 Россия и мировой исторический процесс.
1
-
2 Место средневековья во всемирно-историческом процессе.
Русские земли в IX-ХУ веках.
1
1
3 Россия и Европа в ХУ1-ХУП веках.
1
1
4 ХУШ век в истории России.
1
1
5 Российская империя в XIX веке.
2
1
6 Россия в начале XX века:
выбор пути исторического развития.
2
2
7 СССР и мир в 20-30-е годы.
Великая Отечественная война I94I-I945 годов.
2
2
8 СССР к мировое сообщество после П мировой войны.
2
2
9 Российская Федерация на пути политических и
социально-экономических преобразований.
2
2
Итого:
14
12


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ЛЕКЦИЙ


Тема 1. РОССИЯ И МИРОВОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - 2 часа

История как наука, ее предмет. Сущность, формы, функции исторического сознания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прощлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки»
Мировой исторический процесс: единство и многообразие. Россия в мировом человеческом сообществе. Факторы самобытности русской истории. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Тема 2. МЕСТО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ВО ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
КИЕВСКАЯ РУСЬ И ЕЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СОСЕДЯМИ - 4 часа

Основные тенденции формирования средневекового общества. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального слоя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Эволюция восточно-славянской государственности в Х1-ХП веках.

Тема 3. РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ (ХШ-ХУ ВЕКА) - 4 часа

Политическая раздробленность Руси и ее последствия. Борьба Руси против монголо-татар. Зависимость Руси от Орды, ее формы и последствия. Обособление юго-западных русских земель. Проблемы влияния монголо-татарского завоевания на судьбу Руси. Распространение ислама. Борьба Северо-Западной Руси со шведской и немецкой агрессией.
Укрепление экономического и политического положения Московского княжества. Складывание единого Русского государства, его особенности Свержение ордынского ига. Создание централизованного аппарата управления. Изменения в социальной структуре.
Образование Великого княжества Литовского, русские земли в eYo составе. Взаимоотношения Руси и Литвы. Возрождение связей с Западной Европой. Коренное население Восточной Пруссии в средние века. Тевтонский Орден в Прибалтике в ХШ - начале ХУ1 веках.

Тема 4. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ХУ1 ВЕКЕ - 2 часа

От феодальной раздробленности к Московскому царству. Становление самодержавия как специфической формы государственного устройства России. Истоки российского деспотизма. Иван 1У - первый русский царь. Реформы 50-х годов. Опричнина: причины, сущность, методы, последствия
Внешняя политика Ивана Грозного: задачи и основные направления. Расширение территории государства: завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война. Многонациональный характер государства. Оценка современниками и потомками личности и деятельности Ивана 1У.

Тема 5. РОССИЯ И ЕВРОПА В ХУП ВЕКЕ - 4 часа

Смутное время в России: его причины, сущность, проявления. Роль иноземного вмешательства. Борьба русского народа против польской и шведской интервенции и ее результаты. Земский собор 1613 года. Утверждение династии Романовых.
Возрождение страны после смуты. Новые явления в экономике России. Возникновение мануфактур и наемного труда. Торговля с европейскими странами. Государственный строй России в ХУП веке. Формирование абсолютизма. Оформление крепостного права. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Самодержавие и церковь. Культурно-религиозные и социальные корни раскола. Церковный раскол. Патриарх Никон и протопоп Аввакум.
Культура и быт. Новые черты в образовании, литературе, зодчестве, живописи. Основные достижения культуры и ее крупнейшие представители. Особенности быта: консерватизм, патриархальность, замкнутость.
Внешняя политика России. Воссоединение Украины с Россией. Отношения с Крымским ханством, Османской империей. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Характер Российской колонизации.

Тема 6. НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ В РАЗВИТИИ РОССИИ. ПЕТР I - 2 часа

Предпосылки и необходимость 'Преобразований в стране. Начало модернизации и европеизации России. Преобразовательная деятельность Петра I, ее основные сферы и итоги. Утверждение абсолютизма, создание Российской империи. Влияние государства на экономическую жизнь страны. Социальные противоречия. Методы осуществления реформирования общества и проблема его цены. Влияние реформ на дальнейшее развитие страны.
Внешняя политика в первой четверти ХУШ века. Азовские походы и "Великое посольство". Петр I в Восточной Пруссии. Северная война: ход, итоги, значение. Изменение геополитического положения России. Оценка в исторической литературе личности Петра I и его преобразований.

Тема 7. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХУШ ВЕКА - 2 часа

Наследие Петра I и "эпоха дворцовых переворотов". Причины нестабильности власти. Расширение привилегий дворянства. Россия и Восточная Пруссия в период Семилетней войны.
"Просвещенный абсолютизм" в России: его особенности, содержание, противоречия. Екатерина П. Эволюция социальной структуры и общественных отношений в российском обществе. Особенности формирования капиталистического уклада. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева: ход, цели, состав участников, значение. Великая Французская революция в России. Южная политика Екатерины П и русско-турецкие войны. Участие России в разделах Речи Посполитой.

Тема 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ
МОГУЩЕСТВО И ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС - 2 часа

Альтернативы исторического развития России в первой половине XIX века. От Павла I к эпохе Александра I. Попытки реформ. Деятельность М.Сперанского. Движение декабристов. Политическая реакция и реформы при Николае I. Дальнейшая бюрократизация государственной и общественной жизни. Начало промышленного переворота в России и его особенности Общественные движения 30-50-х годов XIX века. Русская культура первой половины XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Международное положение и внешняя политика России в начале XIX века. Россия и наполеоновские войны. Отечественная война 1812 года. Включение народов Закавказья в состав России.

Тема 9. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА - 2 часа

Российское государство в системе мировых связей во второй половине XIX века. Крымская катастрофа и ее последствия. Реформы 60-70-х годов, их значение в модернизации российского общества. Личность и историческая роль Александра П. Итоги и последствия реформ. Александр Ш, его окржение и политика свертывания либеральных реформ. Правительственный курс 80-90-х годов. Достижения российской науки и культуры.
Внешняя политика России во второй половине XIX века и "восточный вопрос".

Тема 10. ЦАРИЗМ И МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА :
ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПОПЫТКИ РЕФОРМ . 4 часа

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале XX века. Объективная необходимость индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора. Революция 1905-1907 годов: поиск путей общественного прогресса. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Народы России и национальная политика царизма.
Россия в контексте мировых проблем в начале XX века. Обострение противоречий между империалистическими державами и формирование двух военно-политических блоков. Русско-японская война и поражение царизма. Участие России в первой мировой войне.

Тема II. РОССИЯ НА ИЗЛОМЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ:
ВЫБОР ПУТИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (I9I7-I920 ГОДЫ) - 4 часа

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Падение самодержавия и проблема исторического выбора. Борьба классов и партий за различные пути развития резолюции (март - октябрь 191? года Большевики приходят к власти. Формирование советской государственно-политической системы. Экономическая политика большевиков в I9I7-I9I8 годах. Международное положение Советской России. Брестский мир.
Причины интервенции и гражданской войны. Белые и красные: социальный состав, идеология и программы. Основные этапы гражданской войны, ее результаты и последствия. Политика "военного коммунизма". Жизнь народа в условиях режима чрезвычайщины. Российская эмиграция. Оценка гражданской войны современниками и потомками.

Тема 12. СССР И МИР МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ: I92I-I939 ГОДЫ - 4 часа

Кризис системы большевистской власти в конце 1920 - начале 1921 годах. Переход к новой экономической политике. Сущность и значение НЭПа. Противоречия в политической и культурной жизни страны, в социально-политической атмосфере в период НЭПа. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Внешняя политика Советского государства в 20-е годы.
Борьба в руководстве партии по вопросам о модели, путях и методах модернизации страны. Негативные явления в жизни общества, народов, связанные с выбранной моделью "казарменного" социализма, с воздействием административно-командной системы на экономическую и общественно-политическую жизнь страны. Индустриализация и коллективизация. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. Репрессии 30-х годов. Положение науки, литературы и искусства в 30-е годы. Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е годы.

Тема 13. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА ПРОТИВ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ • 2 часа

Истоки П мировой войны. Внешняя политика СССР в I939-I94I годах. Просчеты руководства страны в оценке военно-стратегической обстановки накануне нападения фашистской Германии.
Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. Переход страны на военное положение. Всенародный характер сопротивления Советский тыл в годы войны. СССР и союзники. Достижения и проблемы антигитлеровской коалиции. Капитуляция Германии. Потсдамская конференция и ее решения. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии.
Всемирно-историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Воздействие итогов войны на ход развития СССР и мира.

Тема 14. СССР В СЕРЕДИНЕ 40-Х - СЕРЕДИНЕ 80-х ГОДОВ - 4 часа

Мир после П мировой войны. Новые основы взаимоотношений стран и народов. СССР в системе международных отношений. "Холодная война": истоки, причины, проявления, последствия. Военно-политическое противостояние Восток-Запад в 50-х - середине 80-х годах.
Советское общество в послевоенный период. Восстановление народного хозяйства. Поздний сталинизм. Апогей тоталитарно-бюрократической системы и культа личности. Успехи и трудности развития науки и культуры. Судьбы научной и творческой интеллигенции. Образование Калининградской области.
Смерть Сталина и борьба за власть. Попытки либерализации советского общества и характер реформ Н.С.Хрущева. Новые подходы к народнохозяйственным проблемам. Курс на НТР. Духовная и культурная жизнь страны. "Оттепель", ее влияние на развитие науки, культуры,, духовную атмосферу общества. Причины неудач реформ "сверху". Отстранение Н.С.Хрущева от руководства. Деятельность Н.С.Хрущева в оценках современников и историков.
Советская страна при Л.И.Брежневе. Тенденции и противоречия социально-экономической жизни страны. Поиски новых форм и методов управления. Попытки ускорения научно-технического прогресса: причины неудач и последствия. Место и роль военно-промышленного комплекса в развитии экономики. Национальные и социальные проблемы в республиках и регионах, Противоречивость духовной жизни общества в 60-80-х годах. Правозащитные движения. Судьбы научной и творческой интеллигенции.
Основные направления внешнеполитической деятельности СССР. Достижение военно-стратегического паритета с США, его цена. Поворот к разрядке напряженности. Закрепление послевоенных границ в Европе. Введение войск в Афганистан, его последствия и международный резонанс.

Тема 15. СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ(I985-I99I ГОДЫ) - 2 часа

Потребность в коренном обновлении всех сторон жизни общества.' М.С.Горбачев. Попытки реформирования политической власти с сохранением политического выбора. Гласность. Реформирование политической системы, экономики. Трудности обновления, противоборство различных общественных сил в выборе путей развития страны. Нарастание центробежных сил в многонациональном государстве.
Кризисная ситуация в экономике и политике страны к началу 90'-х годов. Попытка государственного переворота 1991 года и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Образование СНГ.
Новый внешнеполитический курс страны в годы перестройки. СССР и мировое сообщество: переход от "холодной войны" к признанию целостности и взаимозависимости мира. Вывод войск из Афганистана. Идея "общеевропейского дома". Новый этап в развитии советско-американских отношений.

Тема 16. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НА ПУТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (90-е ГОДЫ XX ВЕКА) - 2 часа

Становление новой российской государственности. Формирование новой государственно-политической системы Российской Федерации. Значение Конституции L993 года. Внутренние конфликты в России.
Курс российского руководства на радикальные реформы и его реализация. Трудности и противоречия процесса российской модернизации. Партии и общественные движения в современной России. Проблемы национально-государственного строительства в Российской Федерации. Культура в современной России.
Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Россия и СНГ. Россия и мировое сообщество. Место России в современных международных отношениях.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема I. РОССИЯ И МИРОВОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

1. История как наука, ее предмет. Методы и источники изучения истории
2. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
3. Россия в мировом человеческом сообществе. Факторы самобытности русской истории.

Тема 2. МЕСТО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ВО ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
КИЕВСКАЯ РУСЬ И ЕЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СОСЕДЯМИ.

1. Исторические условия и особенности образования Древнерусского государства.
2. Генезис восточнославянской государственности. Принятие христианства и его влияние на историческую судьбу страны.
3. Политическая раздробленность на Руси: ее причины, сущность и последствия.

Тема 3. РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ (ХШ-ХУ ВЕКА).

Занятие I
1. Установление монголо-татарского ига на Руси: его формы и последствия.
2. Укрепление экономического и политического положения Московского княжества. Начало объединения русских земель вокруг Москвы.
3. Завершение процесса объединения земель при Иване Ш и Василии Ш. Социально-экономический и политический строй русского государства, его особенности.
Занятие 2
1. Пруссы: социальный строй, культура. Борьба пруссов с Тевтонским Орденом за независимость (1233-1283 годы).
2. Образование государства Тевтонского Ордена. Основные направления его внутренней и внешней политики (ХШ - начало ХУ1 века).
3. Великое княжество Литовское. Общественный и государственный строй. Взаимоотношения с русскими землями в Х1У-ХУ веках.
Тема 4. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ХУ1 ВЕКЕ.

Становление самодержавия в России. Внутренняя политика Ивана 1У Грозного: реформы и опричнина.
1. Истоки и характер внешней политики в ХУ1 веке, ее основные направления.
2. Итоги правления Ивана 1У Грозного и оценка его личности в исторической литературе.

Тема 5. РОССИЯ И ЕВРОПА В ХУП ВЕКЕ.

1. Смутное время в России, его причины, сущность и проявления.
2. Избрание на царство Михаила Романова. Россия в первой половине ХУ века.
3. Начало становления абсолютизма в России. Правление Алексея Михайловича.

Тема 6. НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ В РАЗВИ?ИИ РОССИИ. ПЕТР I.

1. Предпосылки петровских преобразований. Характерные черты и особенности российской модернизации в начале ХУШ века.
2. Реформаторская деятельность Петра I: цели, направления, итоги. 3. Внешняя политика России в первой четверти ХУШ века. Вхождение прибалтийских земель в состав Российской империи.

Тема 7. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХУШ ВЕКА.
Занятие I
1. Эпоха дворцовых переворотов: причины, сущность, последствия.
2. Социально-экономическое и политическое развитие России во второй четверти ХУШ века.
3. Россия и Пруссия в Семилетней войне (1756-1763 годы).
Занятие 2
1. "Просвещенный абсолютизм" в России: особенности и противоречия.
2. Внутренняя политика Екатерины П.
3. Россия в системе международных отношений во второй половине ХУШ века.

Тема 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ МОГУЩЕСТВО И ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС.

1. Попытки либерализации общественной системы страны в первой четверти XIX века. Внутренняя политика Александра I.
2. Россия в международной политике в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года.
3. Режим Николая I: политическая реакция и реформы. Общественно-политическая борьба в николаевской России.

Тема 9. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

1. Буржуазные реформы 60-70-х годов, их итоги и значение. Личность Александра П.
2. Консерватизм в российском обществе, во второй половине XIX века. Внутренняя политика Александра Ш.
3. Общественная мысль'и общественные движения в России во второй половине XIX века.

Тема 10. ЦАРИЗМ И МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ: ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПОПЫТКИ РЕФОРМ.

Занятие I
1. Объективная потребность модернизации России. Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина. Итоги и значение.
2. Революция 1905-1907 годов: поиск путей общественного прогресса.
3. Политические партии России: классификация, программы, тактика.
Занятие 2
1. Россия в годы I мировой войны: ход военных действий и роль Восточного фронта.
2. Нарастание социально-экономического и общественно-политического кризиса в годы войны.
3. Падение монархии в России.

Тема II. РОССИЯ НА ИЗЛОМЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ: ВЫБОР ПУТИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (I9I7-I920 ГОДЫ).

Занятие I
1. Борьба классов и партий за различные пути развития революции (март-октябрь 1917 года).
2. Большевики приходят к власти. Современные оценки Октябрьской революции.
3. Складывание однопартийной системы в России.
Занятие 2
1. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, расстановка политических сил, результаты и последствия.
2. Политика "военного коммунизма", ее сущность и итоги.
3. Российская интеллигенция и власть в послеоктябрьский период.

Тема 12. СССР И МИР МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (I92I-I939 ГОДЫ).

Занятие I
1. Переход к новой экономической политике. Сущность НЭПа и его судьба .
2. Политическая борьба в 20-е годы по проблеме развития страны. Победа сторонников Сталина.
3. Индустриализация и коллективизация в СССР: планы, методы осуществления и итоги.
Занятие 2
1. Усиление личной власти Сталина. Политические процессы 30-х годов.
2. Тоталитарная система и общество в 30-е годы.
3. Внешняя политика Советского Союза в 20-30-е годы.

Тема 13. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА ПРОТИВ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ.

1. Нападение фашистской Германии на СССР. Основные этапы Великой Отечественной войны.
2. Политическая система и советское общество в условиях войны.
3. Решающая роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии. Итоги, цена и значение победы.

Тема 14. СССР В СЕРЕДИНЕ 40-х - СЕРЕДИНЕ 80-х ГОДОВ.

Занятие I
1. Политические, социальные и экономические последствия Второй миро вой войны. Формирование двух мировых систем и их противостояние.
2. Советское общество в послевоенные годы. Поздний сталинизм (1946- 1953 годы).
3. Образование и становление Калининградской области. Занятие 2
1. Основные приоритеты внешней политики СССР в 50-е - первой полови не 80-х годов.
2. Попытки либерализации советского общества и характер реформ Н.С. Хрущева: успехи и неудачи.
3. Советское общество в середине 60-х - первой половине 80-х годов: достижения и просчеты.

Тема 15. СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ CI985-I99I ГОДЫ).

1. Причины и начало перестройки, ее основные цели и направления.
2. Внешнеполитический курс страны в годы перестройки.
3. Причины неудачи перестройки. Распад СССР.

Тема 16. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НА ПУТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (90-е ГОДЫ XX ВЕКА).

1. Становление новой российской государственности. Проблемы национально-государственного строительства в Российской Федерации.
2. Трудности и противоречия процесса российской модернизации.
3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Россия и мировое сообщество.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ


Самостоятельная работа студентов по усвоению курса "Отечественная история" включает изучение рекомендованной литературы, подготовку к выступлению по вопросам плана семинарских занятий, изложение кратких тезисов своего выступления, составление конспекта изученных работ.
Составная часть самостоятельной работы студентов - выполнение ими индивидуальных заданий под руководством преподавателя. Результаты выполнения студентами индивидуальных заданий заслушиваются на семинарских занятиях или во время индивидуальных встреч с преподавателями.
Индивидуальная работа студентов под руководством преподавателя проводится в часы, установленные расписанием. Формы и методы занятий избираются преподавателем или преподавателем совместно со студентам в зависимости от темы, уровня подготовки студентов и целей семинаре кого занятия.
Самостоятельная работа по изучению курса отечественной истории предполагает в числе других ее форм обязательную подготовку студентами письменного реферата. Реферат - это краткое изложение, обзор научной литературы по выбранной теме с комментариями и анализом. Творческая работа студента по написанию реферата состоит из нескольких этапов:
- выбор темы исследования, подбор и изучение литературы по тег
- составление плана и определение примерной структуры реферата
- написание основного текста и формулировка выводов исследования
- окончательное оформление реферата.
В реферате обязательно должен быть указан список использованных источников и литературы. Объем реферата составляет 15-25 страниц, реферат должен быть представлен преподавателю не позднее, чем за месяц до окончания аудиторных занятий. Реферат проверяется преподавателе после краткой письменной рецензии ставится соответствующая оценка, случае получения студентом неудовлетворительной оценки он обязан реферат переработать и вновь сдать преподавателю.
Задача самостоятельной работы состоит в том, чтобы научить студентов работать с источниками и литературой, выработать у них способность к логическому изложению своих мыслей, навыки защиты и обоснования своих выводов и в конечном счете углубить знания студентов и способствовать формированию самостоятельной, творческой личности.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ НО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

1. Русская историческая школа и ее достижения (Н.Карамзин, В.Ключевский, С.Соловьев и др.).
2. Историческая концепция Л.Н.Гумилева.
3. Роль варягов в древней русской истории.
4. Русь и Византия: характер взаимоотношений.
5. Факторы самобытности русской истории.
6. Исторический портрет Александра Невского.
7. Монгольское нашествие и его место в истории России.
8. Великое княжество Литовское.
9. Исторический портрет Ивана Ш.
10. Куликовская битва и ее значение.
11. Исторический портрет Ивана. 1У Грозного.
12. Россия ХУ1 века глазами иностранцев.
13. Русская культура в ХУ1 веке.
14. Исторический портрет Бориса Годунова.
15. Избрание на престол и правление Михаила Романова.
16. Царь Алексей Михайлович и его время.
17. Церковная реформа Никона в ХУП веке.
18. Основание российского флота.
19. Петр I в Пруссии.
20. Петр I в оценке современников и потомков.
21. Россия и Восточная Пруссия в годы Семилетней войны (1756-1763 годы).
22. Великая Французская революция конца ХУШ века и Россия.
23. Присоединение Крыма к России.
24. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева.
25. Восточная Пруссия - арена борьбы с Наполеоном в 1805-1807 годах.
26. М.Сперанский: судьба реформатора в России.
27. Декабризм и его место в российской истории.
28. Отечественная война 1812 года.
29. М.В. Ломоносов и российская наука.
30. Крымская война 1853-1856 годов.
31. Отмена крепостного права в России.
32. Борьба России за освобождение южных славян от турецкого господства.
33. Исторический портрет Александра П.Революционное движение и самодержавие
34. Революционное движение и самодержавие.
35. С.Ю.Витте и его роль в истории России. Исторический портрет П.А.Столыпина.
36. Россия в I мировой войне.
37. Первый опыт российского парламентаризма.
38. Исторический портрет Николая П.
39. Образование и деятельность партии эсеров.
40. Образование и деятельность партии кадетов.
41. Исторический портрет В.И.Ленина.
42. Социал-демократическое движение в России в конце XIX - начале XX веков.
43. Февральская буржуазно-демократическая революция 191? года.
44. Восточно-прусская операция русской армии в 1914 году.
45. Октябрьская революция: замыслы и реальность.
47. Гражданская война - национальная трагедия России.
48. Судьба Учредительного собрания.
49. Индустриализация в СССР: планы, реальность, итоги.
50. Борьба за власть в партии большевиков в 20-е годы.
51. Коллективизация: как это было.
52. Репрессии 30-х годов.
53. Советско-германские отношения в 20-30-е годы.
54. Советско-финская война 1939-1940 годов: причины, ход и последствия.
55. Решающая роль СССР в победе над фашистской Германией.
56. Международно-правовые основы образования Калининградской области.
57. Становление Калининградской области (1946-1950 годы).
58. Советские ученые и мировая наука.
59. Исторический портрет И.В.Сталина.
60. Исторический портрет Н.С.Хрущева.
61. А.Д.Сахаров: жизнь и судьба.
62. Личность и эпоха: политический портрет Л.И.Брежнева.
63. Перестройка в СССР: замыслы и реальность.
64. Русско-американские отношения: история и современность.
65. Пути и судьбы российской эмиграции.
66. Почему распался СССР?
67. Место России в современных международных отношениях.
68. Проблемы национально-государственного строительства в России.
69. Отношения России со странами Прибалтики.
70. Становление политической системы современной России.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ"

Верт Н. История советского государства. I900-I99I. Пер с фр. - М.: Прогресс-Академия, 1992.
Восточная Пруссия. С древнейших времен до конца П мировой войны В.И.Гальцов, В.С.Исупов, В.И.Кулаков и др. - Калининград: Книгоиздательство, 1996.
История России с древнейших времен до второй половины XIX века: Курс лекций/ Под ред. проф.Б.В.Личмана. - Екатеринбург; 1994.
История России: вторая половина XIX-XX века. Курс лекций/ Под р А.А.Радугина. - М.: Центр, 1997.
История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России I начала XX века. - М.: Политиздат, 1991.
История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советско государства. - М.: Политиздат, 1991.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч.в 9-ти томах. '
Наше Отечество (Опыт политической истории). Часть 1,П. - М.: ТЕ PA, I99I.
Семенникова О.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М.: Курсив, 1995.
Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX века. Краткий курс. - Саратов: Издательство "Слово", 1994.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991.
История. Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей и направлений / Под ред.В.В.Галыги. - Калиниград КГТУ, 1996.
Галыга В.В., Армичева В.И., Донцова А.И., Конкина С.К., Хитров / Под общей ред.В.В.Галыги. История. Курс лекций. Часть I. - Калинин град: КГТУ, 2000.
Галыга В.В., Армичева В.И., Донцова А.И., Мацкевич Е.А./ Под об щей ред.В.В.Галыги. Отечественная история. Курс лекций. Часть П. -Калининград: КГТУ; 2000.
Галыга В.В., Донцова А.И., Армичева В.И., Андреева Л.А., Маике-вич Е.А./ Под общей ред.В.В.Галыги. История в схемах и таблицах. Учебно-справочное пособие. - Калининград: КГТУ; 2000.