Калининградский государственный технический университет






УТВЕРЖДАЮ
проректор по учебной работе Ф.А.Титков
2001 г.



Учебная программа
по дисциплине
«Философия» (ГСЭ.Ф. 04.)









Калининград
2001









Цели и задачи дисциплины «Философия» в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования второго поколения предполагают:
• Ознакомление со спецификой предмета философии, с её основными направлениями, школами, этапами исторического развития и ролью в культуре.
• Изучение основных проблем в зависимости от структуры и аспектов философского знания: онтологии, гносеологии, социальной философии, философской антропологии, философии науки и техники.
• Знакомство с классическими философскими текстами, охватывающими различные мыслительные эпохи и традиции.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студенты должны:
•иметь представление о своеобразии философии, её месте в культуре, о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
•понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе, а также современных противоречий существования человека в ней;
•знать условия формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
•иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, об особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
•понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и её навыки исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
•уметь применять диалектику и современные общенаучные подходы к решению научных, мировоззренческих и практических задач; руководствоваться принципами гуманизма в общении, поведении и деятельности.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость дисциплины
160
3,4
Аудиторные занятия
90
3,4
Лекции
30
3,4
Семинары(С)
60
3,4
Вид итогового контроля ­
3(З),4(Э)


4. Содержание дисциплины.
4.1 Тематический план

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Раздел дисциплины.
Лекции.
Практические занятия.
1. Государство и право. Их роль в жизни общества.
+
+
2.Конституция Российской Федерации-основной закон государства.
+
+
3.Гражданское право как отрасль права.
+
+
4.Брачно-семейные отношения.
+
+
5. Общая характеристика отдельных институтов трудового права.
+
+
6.Правонарушения и юридическая ответственность.
+
+
7.Экологическое право как отрасль права.
+
+
8.Правовые основы защиты государственной тайны.
+
+


4.2 Содержание разделов дисциплины.
Часть первая:История философии. Онтология.
Раздел 1.Предмет философии. Место и роль философии в культуре.
Лекция. Тема1. Предмет и структура философского знания. - 2 час.
Специфика предмета философии, её структура по объекту и сторонам знания. Основные функции философии, её основные направления и методы.
Семинар. Тема1.1. Место и роль философии в культуре. - 4 часа.
1.Философия как мировоззрение и наука.
2.Философия и нравственное сознание.
3.Философия и эстетическое сознание.
4.Философия и религия.

Раздел 2. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития.
Лекция. Тема 2. Становление философии. Изменение её предмета в историческом развитии. - 6 час.
Античная философия. Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Особенности натурфилософских учений античности. Изменение представлений о сути философии (софисты). Сократические начала античной философии. Классический период философии античности. Идеальная реальность Платона. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
Средневековая философия. Геоцентризм - системообразующий принцип предмета философии Средневековья в обращении к проблемам: божественного предопределения и свободе человека, теодицеи, разума и воли, души и тела, сущности и существования, сотворенного и вечного; в доказательствах Бога, в дискуссиях номиналистов и реалистов, в философии истории.
Философия Нового времени. Обусловленность предмета философии научной революции ХУПв. Решение проблем научного знания. (Ф.Бэкон, Р. Декарт). Разработка вопросов связи гносеологии и онтологии, взаимовлиянии философии и науки (И. Ньютон, Г. Лейбниц). Наука, прогресс, цивилизация в философии эпохи Просвещения.
Немецкая классическая философия. Ориентация предмета философии на субъективно - объектные отношения, активность субъекта, связь сознания с сущностью человека (теория познания и философская антропология И.Канта), целостность, структурированность и диалектика бытия в философской системе и методе Г. Гегеля. Единство человека и природы в философии Л. Фейербаха.
Русская философия XIX - нач. ХХвв. Формирование и основные этапы развития русской философской мысли, её особенности. Русская религиозная философия и её основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.Н. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.С. Соловьев, П.А. Бердяев, С.Н. Булгаков). Русская философия после 191 Угода; философия русского зарубежья, творчество советских философов.
Философия XX века. Европейская и отечественная культура; трансформация основных проблем, смена ценностей и ориентиров в предмете философии. Продолжение диалектико-материалистической традиции советскими философами. Новые типы философствования: сциентисткий и антропологический. Позитивистские философские направления. «Философия жизни», противопоставление «наук о духе» и «наук о природе» (Ф.Ницше). Экзистенциализм (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр), феноменология Э.Гуссерля, герменевтика Ф. Шлейермахера, Г. Гадамера.
Семинар. Тема 2.1. Новое понимание предмета и функции философии К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным. - 2 часа.
1. Разработка диалектико-материалистического метода. Отношение к философии Гегеля и Фейербаха.
2. Применение диалектико-материалистического метода к объяснению картины мира, к теории познания.
3. Новое понимание общественных процессов и человека.
4. Новое понимание связи философии с практической деятельностью.
Семинар. Тема 2.2. Русская религиозная философия. - 2 часа.
1. Философия и «русская идея». Принципы соборности и всеединства. Мессианство и эсхатологизм.
2. Проблемы исторического развития России в дискуссиях славянофилов и западников.
3. Н.А. Бердяев о смысле и цели философии.

Раздел 3. Учение о бытии (онтология).
Лекция. Тема 3.1. Философия бытия - 2 часа.
Основные категории метафизики в учении о бытии (бытие, небытие, ничто, существование, субстанция, субъект, сущее). Монистические и плюралистические концепции бытия. Основные виды бытия. Объективная и субъективная реальность. Обыденная, мифологическая, религиозная, философская, научная картины мира.
Семинар. Тема 3.1.1 Развитие представлений о началах бытия в истории философии. - 2 часа.
1. Понятия субстанции, объекта, субъекта в концепциях бытия в истории философии.
2. Определение понятия материи в истории философии и его методологическое значение.
3. «Кризис» в физике в конце XIX нач. XX вв. Современная научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.
Семинар. Тема 3.1.2 Философские концепции движения пространства и времени - 2 час.
1. Понятия и взаимосвязь пространства, времени, движения материи в истории философии. Эволюция содержания этих категорий и их связей в картинах мира в истории, философии.
2. Специфика биологической формы движения, пространства и времени.
3. Специфика социальной формы движения, пространства и времени.
Лекция. Тема 3.2. Философия сознания - 2 часа. Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Сущность, структура и функции сознания. Мозг, психика, интеллект, сознание. Мышление, память, воля, эмоции, идеальность сознания, сознание как отражение бытия и сущностное выражение человека. Взаимосвязь психического, интеллектуального духовного и культурного в сознании. Активность сознания и особенность её проявления. Самосознание и личность, структура самосознания.
Семинар. Тема 3.2. Проблема сознания в философии. - 2 часа.
1. Генезис сознания. Деятельностная, естественнонаучная, психологическая, внеземная, креационистская концепции.
2. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Мозг и сознание. Искусственный интеллект.
3. Самосознание, самопознание и личность. Структура самосознания.

Раздел 4. Диалектика как философское учение и метод познания. Диалектика и концепция самоорганизации. Лекция. Тема 4. Диалектика как учение об универсальных связях, движении и развитии. - 4 часа.
Диалектика и её альтернатива. Исторические формы диалектики (в философии Древних цивилизаций, Гегеля, в марксистской философии) и её современное содержание.
Сущность диалектико-материалистических теорий универсальных связей, единства мира, развития, детерминизма. Основные законы и категории диалектики.
Сущность общенаучной концепции самоорганизации (синергетики). Развитие содержания диалектики в свете идей синергетики.
Семинар.Тема 4.1. Категории диалектики. - 4 часа.
1. Определение категорий единичного, особенного и всеобщего; их диалектическая взаимосвязь.
2. Категории «явление» и «сущность», их диалектическая взаимосвязь.
3. Категории «содержание» и «форма», их диалектическая взаимосвязь.
4. Упорядоченность и системность бытия. Современная междисциплинарная концепция самоорганизации.
Семинар. Тема 4.2. Философская концепция детерминизма. - 2 часа.
1. Сущность и эволюция концепции детерминизма в истории философии. Диалектике - материалистическая концепция детерминизма.
2. Категории, причины и следствия, диалектика их взаимосвязи. Виды причинно - следственных (каузальных) связей: жесткой и вероятностной детерминации. Детерминизм и индетерминизм.
3. Категории необходимости и случайности, их диалектическая взаимосвязь.
4. Категории возможности и действительности, их диалектическая взаимосвязь.
Семинар. Тема 4.3.Диалектика количественных и качественных изменений. - 2 часа.
1. Категории качества, количества, свойства и меры. Взаимосвязь количественных и качественных изменений. 2. Скачок - всеобщая форма перехода от одного качества к другому; конкретизация механизма скачкообразного количественного изменения в синергетике.
3. Диалектика количественно - качественных и структурных изменений в контексте концепции самоорганизации.
Семинар. Тема 4.4. Противоречивость как источник движения и развития. - 2 часа.
1. Категории тождества, различия, противоположностей, противоречия, конфликта. Противоречивость бытия и познания.
2. Единство и борьба противоположностей, их соотношение в развитии.
3. Конкретизация и углубление механизмов внутренней противоречивости развития в концепции самоорганизации.
Семинар. Тема 4.5. Отрицание и синтез в развитии. - 2 часа.
1. Сущность диалектического отрицания и его роль в процессе развития.
2. Отрицание отрицания. Спиралевидный характер развития.
3. Проблема направленности развития в философии и синергетике.
Семинар. Тема 5. Эволюция картин мира в истории философии. - 4 часа.
1. Мифологическая и религиозная картины мира.
2. Картины мира в античной философии.
3. Картины мира европейского Средневековья.
4. Механистическая картина мира Нового Времени.
5. Современная диалектическая картина мира и общенаучная (междисциплинарная) концепция самоорганизации.


Часть вторая. Социальная философия. Философская антропология. Гносеология.
Раздел 6. Человек, общество, культура.
Лекция. Тема 6.1. Учение об обществе (социальная философия). - 2 часа. Эволюция философских концепций общественной жизни людей и её истории. Понятие общества, его структура. Специфика социального детерминизма. Историческая необходимость и свобода человека. Семинар. Тема 6.1.1. Материальное и духовное в жизни общества. - 2 часа.
1. Проблема соотношения общественного бытия и общественного сознания.
2. Человек в структуре материального производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.
3. Духовное начало как фактор общественного развития.
Семинар. Тема 6.1.2. Общество и природа. - 2 часа.
1. Природная и социальная обусловленность производства и воспроизводства человека.
2. Единство и противоречие природы и общества в процессе исторического развития человечества.
3. Основные этапы развития природопользования (использование стихийных сил, индустриальной, постиндустриальной (НТР), ноосферной).
Лекция. Тема 6.2. Человек как субъект становления и развития общества и культуры. - 2 часа.
Определение сущности человека в истории философии и современные концепции. Биологическое и социальное в человеке. Человек в системе социальных связей. Человек в мире культуры.
Семинар. Тема 6.2. Личность как субъект социально - культурной среды. Личность и общество. - 2 часа.
1. Человек, индивид, личность. Роль культуры в социализации личности.
2. Человек и общество: личность и массы, свобода и необходимость.
3. Проблема типизации личности, историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютерном мире.

Раздел 7. Человек и исторический процесс.
Лекция. Тема 7. Философская проблема систематизации этапов исторического процесса. - 2 часа. Единство и многообразие в истории человечества. Предпосылки выявления единства истории. Идеалистические и материалистические подходы. Особенности циклической, линеарной и спиралевидной концепции исторического процесса. Проблема смысла истории и идеала общественного и государственного устройства.
Семинар. Тема 7.1. Формационный подход к анализу этапов исторического развития. - 2 часа.
1. Понятие и структура общественно - экономической формации. Понятие уклада и эпохи.
2. Законы функционирования и смены общественно - экономических формаций.
Семинар. Тема 7.2. Цивилизационные концепции исторического развития. - 2 часа.
1. Понятие цивилизации и исторические основания её анализа в работах К.Маркса и Ф.Энгельса.
2. Сущность цивилизационного подхода к анализу исторического процесса в работах О. Шпенглера «Закат Европы», А.Тойнби «Постижение истории», Н. Данилевского «Россия и Европа».
Семинар. Тема 7.3. Проблема смысла истории и направленности исторического процесса. - 2 часа.
1. Смысл истории в трудах русских философов.
2. Апокалипсис как символ религиозной философии истории.
3. К. Ясперс о смысле и назначении истории. «Осевое время» и его основные характеристики.
4. Прогресс и регресс в историческом процессе.
Семинар. Тема 7.4. Гражданское общество и государство. - 2 часа.
1. Понятия гражданского общества и государства в европейской истории философии (Г.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И.Кант, Г.Ф.Гегель, К.Маркс).
2. Проблема гражданского общества в истории русской социально - философской мысли (К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин, С.Л.Франк, И.А.Ильин).

Раздел 8. Смысл человеческого бытия.
Лекция. Тема 8.1. Природа человека и смысл его существования. - 2 часа. Проблема человека в историке - философском контексте. Сущность и существование человека в философии экзистенциализма. Жизнь, смерть и бессмертие. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время. Ценность как способ освоения мира человеком.
Семинар. Тема 8.1. Смысл жизни как проблема мировоззренческая и философская. - 2 часа.
1. Проблема смысла жизни в истории философии.
2. Смысл и ценность жизни. Жизнь, смерть, бессмертие.
3. Смысл жизни в системе ценностей человека. Добро и зло.
Семинар. Тема 8.2. Свобода и ответственность в основе человеческого бытия. - 2 часа.
1. Понятие свободы и его эволюция в истории мировой и отечественной философии.
2. Свобода «внешняя» и «внутренняя»; свобода «от» и свобода «за». Свобода и необходимость. Свобода воли и своеволие; свобода выбора; свобода и произвол, свобода и анархия, свобода и ответственность.
3. Проблема отчуждения и идея самоосвобождения индивида.
Семинар. Тема 8.3. Духовно - нравственное основание целостности личности. - 2 часа.
1. Гуманизм как основание духовного мира личности.
2. Нравственные ценности, их эволюция в истории философии.
3. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
4. Религиозные ценности и свобода совести.
Семинар. Тема 8.4. Насилие и ненасилие в жизни человека и общества. -2 часа.
1. Гуманизм и отношение к насилию и ненасилию (свободному согласию) как способам взаимодействия в межличностном общении.
2. Морально - ценностный и социально - правовой аспекты отношения к насилию и ненасилию (свободному согласию) в истории общественного развития.

Раздел 9. Философия познания.
Лекция. Тема 9.1. Человеческое познание и деятельность. - 2 часа. Основные этапы развития теории познания в истории философии. Познание как социально - историческое отношение человека к миру. Познание и практика. Понимание и объяснение. Чувственная сторона познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Действительность, мышление, логика и язык. Вера и знание. Семинар. Тема 9.1.1. Диалектика процесса познания. - 2 часа.
1. Чувственная сторона познания и её формы.
2. Абстрактное мышление и его формы.
3. Диалектика взаимосвязи чувственного и абстрактного в познании.
4. Практика как основа, процесс и цель познания.
Семинар. Тема 9.1.2. Проблема истины и заблуждения в теории познания.
1. Истина как цель, процесс и результат познания. Концепции истины в истории философии. Истина, заблуждение, ложь.
2. Проблема объективности истины. Диалектика абсолютного и относительного в познании.
3. Обоснование и доказательство истины. Механизмы функционирования практики как критерия истины.
Лекция. Тема 9.2. Научное познание. Научное и вненаучное знание. Наука как вид духовного производства, творчество и деятельность. Идеалы, норма и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного знания. Структура научного познания, его этапы, уровни, формы и методы.
Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Парадигма (Т. Кун), исследовательская программа (И.Лакатос), картина мира. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
Семинар. Тема 9.2. Методы и формы научного познания. - 2 часа.
1. Универсальные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция.
2. Методы и формы эмпирического исследования: факт; наблюдение и эксперимент; сравнение, измерение, описание, систематизация, обобщение и др.
3. Методы и формы теоретического исследования: идеальные объекты, гипотеза, закон, теория, объяснение, прогноз.

Раздел 10. Человек в информационно - техническом мире. Будущее человечества.
Лекция. Тема 10.1. Современная цивилизация и будущее человечества. - 2 часа.
Соотношение научно - технического, социального и духовного прогресса в современную эпоху. Культ научно-технического разума и его противники в современной философии. Технократизм как стиль мышления. Концепции индустриального и информационного общества и будущее человечества.
Семинар. Тема 10.1. Глобальные проблемы современности. - 2 часа.
1. Происхождение и критерии выделения глобальных проблем современности, их роль в социальном процессе.
2. Взаимосвязь глобальных проблем, пути их решения.
3. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.



5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.
6.Учебно - методическое обеспечение дисциплины.
6.1. Рекомендуемая литература.


а) основная литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 1996.
2. Антология мировой философии. Т.1 - 4. М., 1969-1970.
3. Барулин B.C. Социально - философская антропология. М., 1994.
4. Введение в философию в 2х ч. М., 1989.
5. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 1 - 4. М., 1995-1999.
6. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994.
7. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996.
8. Мир философии, ч. 1-2. М., 1991.
9. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1997.
10. Рассел Б. История западной философии, т. 1 - 2. М., 1993.
11. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1 - 14. СПб., 1994 - 1997.
12. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
13. Современная философия: Хрестоматия: в 2х чч. М., 1994.
14. Спиркин А.Г. Философия. М., 1999.
15. Философия: Учебник /Под ред. Губина В.Д. М., 1997.
16. Философия: Учебник для вузов./ Под ред. Коханивского. Ростов - на - Дону, 1995.
17. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
18. Хрестоматия по истории философии, ч. 1-3. М., 1997.
б) Дополнительная литература указана в методических разработках кафедры.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины в разработке.
7. Материально — техническое обеспечение дисциплины.

156 ауд. - запланирован кодоскоп, разрабатываются стенды.
8. Методические рекомендации по организации изучения
дисциплины, разработанные кафедрой:

1. Планы семинарских занятий с методическими указаниями и упражнениями для студентов дневной формы обучения высших учебных заведений: в 2х ч.ч. - Калининград, КГТУ, 1999.
2. Тематика контрольных работ с методическими указаниями по курсу философии: в 2х ч.ч. - Калининград, КГТУ, 1999, 2000.
3. Каракозова Э.В. Моделирование как общенаучный метод. - Калининград, КГТУ, 2001.
4. Каракозова Э.В. Моделирование как метод познания социальной действительности. - Калининград, КТИРПХ, 1989.
5. Полякова И.А. Введение в античную философию: Сб. текстов. Калининград: экологический философско - гуманитарный лицей, 1993.
6. Полякова И.А. Введение в античную философию: Методические указания к текстам античных философов. - Калининград; КГТУ, 1995.
7. Светлаев В.Д. Новые течения современной западной философии, (критический рационализм, структурализм, герменевтика), Калининград, КТИРПХ, 1989.
8. Сердобинцев К.С. Эволюция идеи человека и социума в западноевропейской и русской социально - философской мысли. - Калининград, 2000.
9. Человек техногенной цивилизации на рубеже двух тысячелетий. - Калининград, 2000.





Программа составлена в соответствии с требованиями к преподаванию дисциплины «Философия» (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально — экономические дисциплины» в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения.


Программу составила

Каракозова Э.В., доктор философских наук профессор зав.кафедрой философии и культурологии.


Программа одобрена на заседании кафедры философии и культурологии, протокол № 10 от 14.05.2001.



Зав. Кафедрой Э.В. Каракозова


Программа одобрена ученым советом факультета гуманитарной подготовки, протокол № 9 от 15.05.2001.


Председатель методической комиссии Декан ФГП О.И. Архангельский