Калининградский государственный технический университет
Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству






УТВЕРЖДАЮ
проректор по учебной работе Ф.А.Титков
2001 г.



Учебная программа
по английскому языку для студентов специальности
230101.65 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и
230102.65 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»








Калининград
2001









Цели и задачи дисциплины
1.1.Цели обучения дисциплине


Практическая цель - обеспечить студенту уровень владения иностранным языком, который позволит пользоваться им как средством общения в своей профессиональной деятельности, а также в наиболее распространенных бытовых ситуациях.
Образовательная цель обучения дисциплине осуществляется в аспекте гуманизации и гуманитаризации технического образования и означает расширение кругозора студентов, повышение уровня их общей культуры и образования, а также культуры мышления, общения и речи.
Воспитательный потенциал дисциплины реализуется путем формирования уважительного отношения к духовным ценностям других стран и народов.

1.2. Задачи изучения дисциплины

По окончании изучения дисциплины студент должен уметь:
-вести беседу-диалог общего характера и пользоваться правилами речевого этикета;
-вести беседу-диалог по специальности;
-подготовить устное сообщение, связанное со специальностью студента;
-вести дискуссию по научной тематике;
-читать с различными целями специальную и общеэкономическую литературу; (поиск информации, извлечение информации);
-адекватно воспринимать иноязычную речь в ситуациях повседневного делового общения;
-передавать тексты по специальности со словарем с иностранного языка на родной;
-составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке.

Для решения данных задач студент должен овладеть:
а) основными особенностями полного стиля произношения, необходимого для сферы повседневной и профессиональной коммуникации;
б) лексическим минимумом в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера, обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью;
в) грамматическими навыками, необходимыми для коммуникации общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

А. Говорение
Диалогическая речь - участие в диалоге в связи с содержанием текста; владение речевым этикетом повседневного общения (знакомство, представление, установление и поддержание контакта, запрос и сообщение информации, побуждение к действию, выражение просьбы, одобрение/недовольство, согласие/несогласие с мнением собеседника/автора, завершение беседы).
Монологическая речь - сообщение информации (подготовленное монологическое высказывание) в рамках названной тематики (в объеме не менее 10-12 фраз за 3 минуты (нормальный темп речи).
Б. Аудирование
- понимание монологического высказывания в рамках указанных сфер и ситуация общения длительностью до 3-х минут звучания (10-12 фраз в нормальном темпе речи).
С. Чтение
- владение всеми видами чтения адаптированной и оригинальной литературы страноведческого, общенаучного и справочного характера, в том числе:
а) ознакомительным чтением со скоростью 110 слов/мин, без словаря;
б) изучающим чтением (с помощью словаря) с полным пониманием текста на материале оригинальных текстов по специальности.
Д. Письмо
-фиксация информации, получаемой при чтении текста (в виде выписок, записей, составление плана текста); письменная реализация коммуникативных намерений (запрос сведений/данных, информирование, побуждение к действию, выражение просьбы, согласия/несогласия, отказа, извинения, благодарности, установление деловых контактов);
-написание биографии;
-фиксирование нужной информации при аудировании;
-написание делового письма (приглашение, запрос, предложение, заказ);
-перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный;
-написание аннотации.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
Общая трудоемкость дисциплины
360
90
90
90
90
Практические занятия
(аудиторные занятия)
208
52
52
52
52
Самостоятельная работа
152
38
38
38
38
Вид итогового контроля
(зачет, зкзамен)
­
зачет
зачет
зачет
экзамен
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Содержание дисциплины и виды занятий

№/№ п/п
Раздел дисциплины
Лекции
ПЗ (или С)
ЛР
1
Общий язык
-
52 час.
-
2
Язык специальности
-
156
-



4.2. Содержание разделов дисциплины
1 семестр: Общий язык

Лексический материал по темам:
Тема 1. Жизнь студента: знакомство, автобиография, семья, дом, рабочий день студента, увлечения, интересы, образ жизни, выбор профессии, будущая специальность — 20 часов.
Тема 2. Наш университет - 10 часов
Тема З. Страноведение: Великобритания, США, Канада, Австрия- 22 часа.

Грамматический материал:
1. Спряжение глаголов to be, to have в Indefinite Tenses.
2. Местоимение: личные в именительном и объектном падежах, притяжательные, указательные, вопросительные, количественные, неопределенные.
3. Существительное, образование множественного числа, притяжательный падеж, артикль, существительное в функции определения.
4. Прилагательное: степени сравнения.
5. Обороты there is/there are.
6. Глагол: четыре формы глагола. Действительный залог времен Indefinite, Continuous, Perfect.
7. Безличные предложения.
8. Модальные глаголы и их эквиваленты.
9. Четыре типа вопросов.

2 семестр: Язык специальности

Лексический материал по темам:
Тема 4. Автоматизация и автоматическое управление. Общие сведения о ЭВМ. Особенности языка вычислительной техники - 6 часов.
Тема 5. Автоматизированная обработка информации. Цифровые и аналоговые машины. Персональные компьютеры — 8 часов.
Тема 6. Характеристики ЭВМ. Компьютеры общего и специального назначения— 14 часов.
Тема 7. Полупроводники. Элементарные полупроводники и полупроводниковые соединения- 10 часов.
Тема 8. Транзисторы, типы транзисторов, сферы их применения - 14 часов.

Грамматический материал:
1 . Страдательный залог - времена группы Continuous и Perfect.
2. Согласование времен.
3. Неличные формы глагола: инфинитив и инфинитивные обороты, причастия и причастные обороты, герундий и герундиальные обороты.
4. Модальные глаголы с перфектным инфинитивом.
5. Три типа условных предложений.
6. Действительный залог - времена группы Perfect Continuous.
7. Сложноподчиненные предложения. Подчинительные и сочинительные союзы.

3 семестр: Язык специальности

Тема 9. 5 поколений компьютеров. Искусственный интеллект - 6 часов.
Тема 10. Виды памяти ЭВМ. Пузырьковая память, жесткие и гибкие диски -6 часов.
Тема 11. Микроэлектроника. Микрокомпьютеры и микропроцессоры – 10 часов.
Тема 12. Программирование. Экспертные системы. Языки программирования - 10 часов.
Тема 13. Типы программ. Отладка и контроль программ - 6 часов.
Тема 14. Программное и аппаратное обеспечение. Графика и дизайн - 10 часов.
Тема 15. Знания. Система управления базами данных — 4 часа.

Грамматический материал:
1 . Усложненные конструкции в структуре предложения.
2. Сослагательное наклонение.
3. Независимый причастный оборот.

Грамматический материал:
Терминологическая лексика, клиширование фразы для устного общения.

4 семестр: Язык специальности

Тема 16. Компьютеры завтрашнего дня — 10 часов.
Тема 17. Новые технологии - 12 часов.
Тема 18. Электронные связи - 4 часа.
Тема 19. Будущее операционных систем - 16 часов.
Тема 20. Будущая прогрессия. Посещение выставки вычислительной техники. Конференция, обсуждение, аннотация, тезисы — 10 часов.

Грамматический материал:
1. Дифференциальные признаки грамматических форм и конструкций, характерных для подъязыка данной специальности.
2. Грамматические формы и конструкции, характерные для устных сообщений по специальности.
3. Лексико-грамматические средства связи предложений и абзацев.

5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Лабораторный практикум не предусмотрен.


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература

1. И.И. Марьянчик. Методические указания по обучению чтению, 1988г., 1999г.
2. И.И. Марьянчик. Методические указания по обучению аудированию, 1989г.
6.1.3. А.С. Кутькова. Человек — компьютер - будущее, 1998г.
6.1.4. А. Л. Луговая. Английский язык (оригинальный курс специалистов по вычислительной технике)
6.1.5. Кислова М.П. Словарь-минимум по специальности АСУ, 1980г.
6.1.6. Infotech. Английский язык для пользователей компьютером
6.1.7 Т Л. Зайцева, О .Т. Чупрына. Рассказы об электронике, 1989г.
6.1.8. Т.М. Свержановская. Полупроводники.
6.1.9. Полякова. Английский язык для диалога с компьютером.
6.1.10. Кислова М.П. Грамматическое пособие по переводу научно-технической литературы.

б) дополнительная литература

6.1.11 Англо-русский общий словарь, Мюллер, Просвещение 1989г.
6.1.12 Русско-английский словарь, М., «Русский язык», 1993г.
6.1.13 В.К. Зейденберг. Англо-русский словарь по вычислительной технике, 1989г.
6.1.14 Я.К. Масловский. Англо-русский словарь пользователи персональной ЭВМ, 1992г.
6.1.15 Информация с интернета.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

- аудио курсы к рекомендуемой литературе

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

- магнитофон, видеомагнитофон, таблицы.

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

8.1. Самостоятельная и индивидуальная работа студентов - 152 часа
Студенты самостоятельно читают литературу по специальности:
-внеаудиторное самостоятельное чтение;
-перевод;
-составление аннотаций, рефератов.
Студенты самостоятельно готовятся к практическим занятиям, изучая необходимый грамматический и лексический материал и используя методические пособия, учебники и справочники по рекомендации преподавателя.
Студенты встречаются с преподавателем на индивидуальных занятиях для:консультаций по изучаемому материалу; по выполнению индивидуальных заданий.
Преподаватель на индивидуальных занятиях консультирует, направляет и контролирует выполнение индивидуальных заданий студентами, максимально использует возможности индивидуальной работы для эффективности учебного процесса.

8.2. Распределение учебного времени по видам речевой деятельности:

1 семестр - 52 часа

Говорение и аудирование - 40 час.
Чтение и письмо - 9 час. (+10 час. - самостоятельной работы)
Общий объём чтения - 19 тыс. печатных знаков Рубежный контроль (типовые контрольные работы — 3 час.).

2 семестр — 52 часа

Говорение и аудирование - 34 час.
Чтение и письмо — 16 час. (+12 час. — самостоятельной работы)
Общий объём чтения — 28 тыс. печатных знаков Рубежный контроль (типовые контрольные работы - 2 час.).

3 семестр - 52 часа :

Говорение и аудирование - 19 час.
Чтение и письмо — 27 час. (+10 час. — самостоятельной работы)
Общий объём чтения - 37 тыс. печатных знаков
Рубежный контроль (типовые контрольные работы, письменные переводы - 6 час.).

4 семестр - 52 часа :

Говорение и аудирование - 19 час.
Чтение и письмо — 27 час. (+12 час. — самостоятельной работы)




Программу составили:
Автор: Кислова Маргарита Петр, старший преподаватель кафедры иностранных языков КГТУ.
- Рецензент: Леонтьева Ольга Николаевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков КГТУ.


Учебная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом РФ, Требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" от 03.02.2000 г. и "Примерной программой дисциплины "Иностранный язык", рекомендованной УМО по лингвистическому образованию от 05.06.2000 г.



Учебная программа утверждена на заседании кафедры иностранных языков 30 августа 2001 г.,
протокол № 1.

Зав. кафедрой иностранных языков Л. В. Шкодич

Одобрена научно-методическим советом факультета гуманитарной подготовки 18 сентября 2001 г., протокол № 1.


Председатель совета: О.И. Архангельский