Калининградский государственный технический университет






ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Учебная программа
для всех специальностей технического университета












Калининград
Издательство КГТУ
2003 год









УДК 796.011.3(076)
УТВЕРЖДЕНО
Проректором но учебной работе



Программу составили:

- ЗАЙЦЕВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, заведующий кафедрой фи­зической культуры КГТУ, доктор педагогических наук, профессор

- ЗАЙЦЕВА ВИКТОРИЯ ФЕДОРОВНА, доцент той же кафедры, канди­дат педагогических наук

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры физической культуры 06.06.03 г.. протокол № 10.

Программа рассмотрена и одобрена ученым советом факультета гума­нитарной подготовки студентов КЕТУ 27.06.03 г., протокол № 10.







Калининградский государственный технический университет, 2003 г.



1. МОТИВАЦИОННЫМ МОДУЛЬ

Физическое воспитание в вузе осуществляется в связи с необходимостью подготовки человека к высокопроизводительному труду в избранной профес­сии и удовлетворения потребности общества в физически подготовленных, трудоспособных, высококвалифицированных специалистах.
Обществу также необходимы люди, способные поддерживать свое фи­зическое и психическое здоровье в повседневной жизни и грамотно использо­вать средства физической культуры для организации семейного воспитания, досуга, укрепления здоровья и удовлетворения потребности в здоровом образе жизни.
Таким образом, необходимость реализации программы по физической культуре опосредована мотивами общества в решении социальных, экономи­ческих, педагогических проблем и мотивами личности каждого человека, занимающегося физической культурой.

2. ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЙ МОДУЛЬ

Постановка целей и задач физической культуры в вузе базируется на той мотивационной ситуации, которая выделена в мотивационном модуле. ЦЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ ЯВЛЯЮТСЯ:
1. Здоровье.
2. Гармоничное физическое развитие.
3. Безопасность жизнедеятельности.
4. Высокая работоспособность.
Каждая из перечисленных целей можеч быть реализована путем реше­ния общих и специальных задач.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ:

1. Активация функциональных систем, имеющих полифункциональное значение для организма.
2. Гармоничное развитие форм и функций организма человека.
3. Сохранение и укрепление здоровья.
4. Формирование и приобретение жизненно важных двигательных уме­ний, навыков и специальных знаний.
5. Формирование у студента высоких моральных и волевых качеств.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ:

1. Направленное развитие физических и психофизиологических качеств, отвечающих специфическим требования избранной профессии.
2. Формирование и совершенствование прикладных двигательных уме­ний и навыков.
3. Повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприят­ному воздействию специфических условий труда и факторов внешней среды.
4. Освоение специальных знаний по применению физических упраж­нений в зависимости от специфики и профессиональной деятельности.
5. Привитие навыков по организации и проведению физкультурных ме­роприятий в процессе труда и отдыха.
В результате выполнения программы студенты должны быть подготовле­ны к работе в избранной профессии в соответствии с требованиями, предъяв­ляемыми к их физической и психофизиологической подготовленности, укре­пить свое здоровье и удовлетворить свои потребности в области физической культуры.

3. ПРОЦЕДУРНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

3.1. Распределение студентов по учебным отделения.

Все студенты ежегодно проходят медицинский осмотр, на основе кото­рого формируются учебные отделения по следующей схеме:

Медицинская группа Учебное отделение Количественный состав (чел.)
Основная
Спортивное
В зависимости от вида спорта
Основное
12-15
Подготовительная
Основное
12-15
Специальная
Специальное
8-12
Освобожденные
Для освобожденных
По курсам


3.2. Распределение часов академических занятии для студентов основного и специального отделении (всего 408 ч)
Наименование разделов и тем
Количество часов.
I курс
II курс
III курс
1-й семестр
2-й семестр
3-й семестр
4-й семестр
5-й семестр
6-й семестр
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
1. Российская и зарубежная системы
физического вос­питания студентов
2
­
­
­
­
­
2. История физической культуры
2
­
­
­
­
­
3. Популярные и нетради­ционные виды спорта
2
­
­
­
­
­
4. Здоровый образ жизни
2
­
­
­
­
­
5. Основы методики заня­тий физическими упраж­нениями
2
­
­
­
­
­
6. Средства и методы вос­становления физической работоспособности
2
­
­
­
­
­
7. Основы семейной физи­ческой культуры
2
­
­
­
­
­
8. Основы спортивной тренировки
2
­
­
­
­
­
2. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
Методика построения комплек­сов физических упражнений
­
2
2
2
­
­
Методика организации и про­ведения занятий по физической культуре
­
­
­
­
2
2
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
1. Активация вестибулярной функциональной системы
4
4
4
4
4
4
2. Развитие физических и пси­хофизиологических качеств
6
6
6
6
6
6
3. Легкоатлетическая подготов­ка на открытом воздухе
12
16
16
16
16
16
4. Совершенствование в видах спорта по выбору в спортивных залах
26
38
38
38
38
38
4. КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
Контроль ОФП
1
1
1
1
1
1
Контроль СФ1 1 и ППФП
1
1
1
1
1
1
ВСЕГО
68
68
68
68
68
68


Занятия по программе физического воспитания проводятся по курсам (с 1 по 3). Программа рассчитана на проведение занятий из расчета 4 ч в не­делю. Теоретическая подготовка помимо запланированных тем должна про­водится на каждом занятии по ходу выполнения занимающимися физических упражнений.
Программный материал по активации вестибулярной системы, развитию физических качеств и выполнению специально подготовительных упражнений осваивается в процессе всех занятий по физической культуре.
Каждая часть занятия должна подразделяться на два раздела. В обшем разделе подготовительной части решаются задачи подготовки организма за­нимающихся к предстоящей работе, в специальном - активируется вестибу­лярная функциональная система и развиваются физические качества. В об­щем разделе основной части осваиваются программные виды спорта, в специ­альной - решаются задачи общей и профессиональной физической подготовки.
Развитие физических качеств целесообразно проводить в форме круго­вой тренировки и путем применения полос препятствий. Для экономии времени в подготовительной части необходимо применять разученные комплексы фи­зических упражнений как в общем, так и в специальном разделах.
Начиная со 2-го семестра к проведению занятий в подготовительной час­ти необходимо подключать студентов для закрепления приобретенных ими знаний в области физической культуры.

3.3. Содержание учебного материала для студентов основного отделения


3.3.1. Теоретический раздел
Тема /. Российская и зарубежная системы физического воспитания сту­дентов
Физическое воспитание в вузах России. Система физического воспита­ния студентов. Характеристика студенческого возраста. Программа по физиче­ской культуре. Техника безопасности на занятиях.
Особенности физического воспитания студентов вузов США. 6
Тема 2. История физической культуры
Возникновение физических упражнений в первобытном обществе. Ка­ноны красоты человеческого тела. Спартанская, афинская и римская системы физического воспитания. Олимпийские игры древности. Физическое воспи­тание в феодальном обществе. Рыцарские добродетели. Игры, забавы и физи­ческие упражнения на Руси.
Тема 3, Популярные и нетрадиционные виды спорта Виды спорта танцевального, силового направлений и восточные едино­борства. Водные виды спорта. Игры. Зимние виды спорта. Требования к ви­ду спорта, претендующего на включение в программу Олимпийских игр.
Тема 4. Здоровый образ жизни. Теории старения и продления жизни. Психофизиологические эффекты, вызываемые физическими упражнениями. Составляющие здорового образа жизни. Культура питания. Культура дыхания. Культура движений.
Тема 5. Основы методики занятий физическими упражнениями
Структура занятия по физической культуре. Правила построения размин­ки. Виды нагрузок. Признаки утомления после различных нагрузок.
Культура движений. Упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия и близорукости.
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Стретч и н г, виды суставной гимнастики.
Тема 6. Семейная физическая культура
Физическая культура беременной женщины. Физическая культура ново­рожденного, рефлексы, рекомендации специалистов. Плавать раньше, чем хо­дить. Физическое воспитание малыша до 1 года.
Физическое воспитание малыша от 1 до 3 лет. Стадион в квартире. Ре­комендации по уходу за ребенком.
Тема 7. Средства и методы восстановления физической работоспособности
Проблема утомления. Виды утомления. Причины возникновения утомление. Медико-биологические, педагогические и психологические средст- ва восстановления. Аутогенная тренировка. Методика применения сауны и рус­ской бани.
Тема 8. Основы спортивной тренировки
Морфо-функциональные изменения в организме человека в процессе спортивной тренировки. Нагрузка и отдых. Динамика функционального со­стояния организма спортсмена и не спортсмена до и после тренировки. Виды подготовок в спортивной тренировке.
Физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Средства и методы развития физических качеств. Методика контроля состоя­ния физических качеств.

3.3.2. Методический раздел

Курс
Осенний семестр
Весенний семестр
1
­
О Р У без предметов
2
Комплексы физических упражне­ний для развития следующих ка­честв: сила, быстрота, ловкость, равновесие, гибкость и т.п.
О Р У с предметами и на снарядах
3
Круговая тренировка
Проведение фрагмента занятия по ви­ду спорта


В первом семестре студенты изучают теоретический раздел физиче­ской культуры и осваивают методику проведения физических упражнений под руководством преподавателя. В других семестрах, учитывая степень ме­тодической подготовленности студентов, преподаватель обучает их запланиро­ванному разделу в течении первых 4 занятий семестра, а в дальнейшем при­нимает зачет по названному разделу.

3.3.3. Практический раздел
а) Активация вестибулярной функциональной системы
1. ОРУ в ходьбе и на месте с поворотами и вращениями головы и туло­вища. Бег вращаясь. Прыжки с поворотами на 180, 360. 540 град.
2. ОРУ на узкой и ограниченной опорах. Ходьба, бег. прыжки по гимна­стической скамейке, по низкому и высокому гимнастическим бревнам, с по­воротами на 180 и 360 град, с предметами, в парах.
3. Упражнения на гимнастических матах: кувырки, перекаты, перево­роты.
4. Упражнения в раскачивании на гимнастических кольцах и с закручи­ванием троса.

б) Развитие физических и психофизиологических качеств
Сила
Упражнения с отягощениями, равными собственному весу: ходьба в при­седе, многоскоки, прыжки через скамейку, скакалку приседания на одной и двух ногах. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, сед углом, угол в висе или в упоре, подтягивание.
Упражнения с внешним сопротивлением: с партнером, набивными мя­чами, гантелями, гирями, штангой.

Быстрота
Бег на короткие отрезки со старта из различных исходных положе­ний, с ходу, бег по виражу. Эстафеты, подвижные игры.
Выполнение скоростно-силовых упражнений на время (например: количество приседаний за 10с, выпрыгивания из приседа вверх за 10с, сгиба­ние разгибание рук в упоре лежа за 10 с и т.п.)

Выносливость
Кроссовый бег на 1. 2, 3 и 5 км. Повторное пробегание коротких отрез­ков (например, 6 раз по 30 м). Интервальный бег (например, 100-200-300-400 или 400-300-200-100).

Гибкость
Наклоны вперед, в стороны, назад с максимальной амплитудой без и с помощью партнера. ОРУ в растягивании на гимнастической стенке, скамейке, полу. Упражнения с отягощениями, выполняемые с большой амплитудой. Стретчинг. Каланетик.
Ловкость.
Подвижные игры, эстафеты, выполнение физических упражнений с вы­ключенным зрением, в усложненных условиях, с изменением пространственных границ. ОРУ с предметами (скакалкой, палкой, обручем). Преодоле­ние полос препятствий.

в) Легкоатлетическая подготовка на открытом воздухе
Специально подготовительные упражнения:
1. Бег с высоким подниманием бедра, захлестыванием голени на месте и с продвижением, опорой на стенку, бег прыжковыми шагами, семенящий бег.
2. Прыжки: на одной и двух ногах, с ноги на ногу, на возвышение с места и с разбега, с доставанием в полете предметов.
3. Прыжки в длину с места, многоскоки, прыжки через препятст­вия. Упражнения для укрепления голеностопного сустава на гимнастической стенке.
4. Броски и ловля набивных мячей одной и двумя руками и ОРУ с ними.

Основные упражнения:
1. Бег 100 м : изучение техники бега, пробегание коротких отрезков (30 и 60 м) с высокого, низкого стартов, с ходу, эстафетный бег.
2. Бег 1000 м: изучение техники бега, повторное пробегание отрезков 200, 400, 600, 800 м с различной интенсивностью, переменный кроссовый бег по дистанции с ускорениями на отдельных отрезках.
3. Бег 3000 (5000) м : изучение техники бега, переменный кроссовый бег, повторное пробегание длинных отрезков, повторное, многократное пробе­гание коротких отрезков с максимальной интенсивностью.
4. Челночный бег 10x10 м : эстафеты, старты из различных и.п., бег с из­менением направления по команде.
5. Прыжок в длину с разбега: изучение техники прыжка, бег на коротких отрезках с ускорениями, прыжки в длину с короткого, среднего и длинного разбегов.

г) Совершенствование в видах спорта по выбору в спортивных зачах
Гимнастика
Основная гимнастика: комплексы ОРУ без предметов, с набивными мячами, на гимнастической скамейке, в парах, с гимнастической скамейкой. 10
Акробатические упражнения: стойки на лопатках, предплечьях и голове, перекаты и кувырки, перевороты, равновесия.
Танцевальные направления гимнастики (для девушек):
1. Ритмическая гимнастика по методике Лисицкой.
2. Аэробика по методике Джейн Фонды.
3. Шейпинг по методике Синди Кроуффорд.
4. Акробатический рок-н-ролл.
5. Степ-аэробика.
Атлетическая гимнастика (для юношей):
1. Упражнения с гантелями и штангой.
2. Упражнения на тренажерах.
3. Пауэрлифтинг.
4. Упражнения с гирями.

Спортивные игры
Бадминтон
1. Стойки: игровые, при подачах, приемах; правосторонние и левосто­ронние; высокие, средние и низкие.
2. Передвижения: вперед, назад, в сторону; переменным, приставным, скрестным шагом.
3. Удары: нефронтальные, фронтальные; закрытой, открытой стороной ракетки; сверху, сбоку, снизу; высокие, высокие атакующие, нападающие, пло­ские, короткие.
4. Подачи: высокие, высокие атакующие, нападающие, плоские, корот­кие; закрытой, открытой стороной ракетки; сверху, сбоку, снизу.
5. Учебные одиночные и парные игры.
Баскетбол
Специально подготовительные упражнения:
1. Чередование ходьбы и бега с остановками, поворотами, прыжками. Бег с изменениями направления движения. Прыжки вверх толчком одной или двух ног с доставанием предметов.
2. Подвижные игры с передвижениями, переменой мест, несколькими мячами.
3. Эстафеты с элементами ведений, передачами и ловлей мяча, бросками.
Основные упражнения: 1. Ловля мяча одной и двумя руками. Передача мяча двумя руками от груди, сверху, снизу, одной рукой от плеча, от головы, крюком, снизу, сбоку.
2. Ведение мяча правой и левой руками, с обводкой стоек, с поворота­ми на 180 и 360 град, с переводами мяча под ногой и за спиной.
3. Броски в корзину: двумя руками от груди, сверху, снизу, одной ру­кой от плеча, сверху, в прыжке, крюком, снизу, с различных дистанций.
4. Вырывание и выбивание мяча из рук соперника, овладение мячом после отскока.
5. Взаимодействие игроков в нападении вдвоем, втроем, командой. Быст­рый прорыв.
6. Зонная и персональные защиты.
7. Учебная игра.
Волейбол
Специально подготовительные упражнения:
Передвижение по площадке спиной вперед, приставными шагами вправо и влево, с поворотами на 360 град. Прыжки вверх толчком двумя с выносом рук вверх. Удары и ловля мяча от стенки с различных расстояний. Челночный бег. Основные упражнения:
1. Подачи мяча: нижняя прямая, верхняя прямая. Прием подачи. Распо­ложение игроков при приеме и подаче мяча. Подачи на дальность и точность.
2. Передачи мяча: сверху и снизу двумя руками, в парах, тройках, на месте и в движении. Передачи назад и в прыжке.
3. Нападающий удар. Финты.
4. Блокирование. Индивидуальный и коллективный блоки.
5. Взаимодействие игроков в игре. Учебная игра. 12

Настольный теннис
Основные упражнения:

1. Хватка ракетки - горизонтальная, вертикальная (азиатская).
2. Удары: срезка слева и справа, накат слева и справа.
3. Подачи: прямым ударом, "маятник", "веер", "челнок".
4. Тактические удары: топ-спин, подставка, подрезка, "свеча".
5. Учебные одиночные и парные игры.

3.4. Содержание учебного материала для студентов спортивного отделения

Студенты, зачисленные в группы спортивного совершенствования за­нимаются по программам, разработанным для детско-юношеских спортивных школ по соответствующим видам спорта.


3.5. Содержание учебного материала для студентов специального отделения
3.5.1. Теоретический раздел
В первом семестре студенты специального отделения осваивают теоре­тический раздел программы для основного отделения. В последующих семестрах студенты специального отделения осваивают 5 тем (по одной в каж­дом семестре, начиная со второго). Материал подается студентам в форме бесед продолжительностью 15-20 мин на первых 4 практических занятиях.

Тема 1. Основы лечебной физической культуры
Особенности метода ЛФК. Медико-биологические, психолого-педаго­гические основы ЛФК; средства и методы ЛФК.
Тема 2. Частные методики оздоровления
Оздоровительный бег. Дыхательная гимнастика по методам Бутейко. Стрельниковой и йоги. Гимнастика для глаз. Механотерапия. Биомеханическая стимуляция. Массаж и самомассаж.

Тема 3. Анатомо-физиологические характеристики функциональных систем организма
Функциональная система движений. Анализаторные функциональные системы. Системы жизнеобеспечения (сердечно-сосудистая и крови; нервно-мышечная; пищеварительная и мочевыделительная; дыхательная).

Тема 4. Функциональные пробы и методы контроля при физической реа­билитации
Тесты для определения нарушений опорно-двигательного аппарата и системы движений: на равновесие, координационные пробы, вращатель­ные методики. Тесты с физической нагрузкой: проба Летунова, гарвардский степ-тест.
Тема 5. Организация самостоятельных занятий ЛФК
Принципы составления комплексов ЛФК. Сопутствующие оздоровитель­ные факторы. Средства и методы восстановления физической работоспособно­сти. Аутогенная тренировка. Идеомоторная тренировка.

3.5.2. Методический раздел

Курс
Осенний семестр
Весенний семестр
1
­
О Р У без предметов
2
Комплексы дыхательной гим­настики по Стрельниковой, Бутейко, йоге
Комплексы упражнений на расслаб­ление (релаксирующие упражнения)
3
Гимнастика для глаз
Комплексы ЛФК при персональном заболевании


3.5.3. Практический раздел
а) Активация вестибулярной функциональной системы
1. ОРУ в ходьбе и на месте с поворотами и вращениями головы и туло­вища. Бег вращаясь. Прыжки с поворотами на 180. 360, 540 град.
2. ОРУ на узкой и ограниченной опорах. Ходьба, бег. прыжки по гимна­стической скамейке, по низкому и высокому гимнастическим бревнам, с по­воротами на 180 и 360 град, с предметами, в парах.
3. Упражнения на гимнастических матах: кувырки, перекаты.

б) Лечебные физические упражнения
Упражнения для больных миопией и другими заболеваниями глаз:
Специальные упражнения для глаз. ОРУ. выполняемые в сочетании с движением глаз и поворотами головы и туловища. Дыхательные упражнения. Подвижные игры. Массаж и самомассаж задней и боковой поверхности шеи.

Для лиц с заболеванием опорно-двигательного аппарата:
При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости: упражнения на рас­тягивания мышц передней поверхности бедер, упражнения на растягивания мышц спины, упражнения для укрепления мышц задней поверхности бедер, специальные упражнения при кифозе и лордозе, упражнения в равновесии. При нарушении осанки во фронтальной плоскости и при сколиозах: разгрузка позвоночника, развитие мышечной выносливости, упражнения в "вытяжении", упражнения на формирование навыка правильной осанки, уп­ражнения в равновесии, упражнения для развития мышц брюшного пресса, мышц туловища, тазового пояса, релаксирующие упражнения, подвижные игры. При плоскостопии и дефектах стопы : упражнения для укрепления мышц, сохраняющих свод стопы (подошвенное сгибание и супинирование). уп­ражнения на гимнастической стенке, лазание по канату, прыжки на месте и в движении через скакалку. Упражнения в балансировании.

ЛФК при заболевании сердечно сосудистой системы:
ОРУ. сидя на полу, на гимнастической скамейке. Повороты, наклоны головы и туловища. Упражнения на расслабление. Дыхательные упражнения. Дозиро­ванная ходьба. Подвижные игры без соревнований. Подъем-спуск по лестнице.

ЛФК при заболеваниях дыхательной системы:
ОРУ. способствующие усилению вдоха и выдоха. Вращения головой и туловищем, повороты на месте и в движении. Оздоровительная ходьба, медленный бег. Дыхательная гимнастика. Упражнения для развития мышц брюшного пресса и межреберной мускулатуры.

ЛФК при заболеваниях внутренних органов:
ОРУ в ходьбе, с гимнастическими палками и набивными мячами. Под­вижные игры с мячами. Дыхательные упражнения. Упражнения, сидя на ска­мейке. Медленный бег. Дозированная ходьба.

в) Легкоатлетическая подготовка на открытом воздухе
Специально-беговые упражнения. Оздоровительный бег и ходьба. Бег по Куперу (12-минутный тест). Прыжки в длину с места и с разбега. Метание теннисного и набивного мяча на дальность и точность.

г) Совершенствование в видах спорта по выбору в спортивных залах
Спортивные игры
Баскетбол
Прием и передача на месте и в движении; броски мяча по корзине с близкого и дальнего расстояния; в движении; ведение мяча и обводка; учебная игра по упрощенным правилам.

Волейбол
Прием и передача мяча в парах и тройках; верхняя и нижняя передача; тактика игры в защите и нападении. Учебная игра в пионербол и по упро­щенным правилам.

Настольный теннис
Подачи мяча открытой и закрытой ракеткой. Переводы мяча. Учебная игра по всем правилам.

Бадминтон
Подачи волана с различных дистанций. Прием и передача волана сверху, снизу, сбоку. Нападающий удар и финты. Учебная игра.

3.6. Содержание учебного материала для студентов, освобожденных от практических занятий
Студенты, освобожденные от практических занятий, изучают теоре­тический и методический разделы включающих в себя 11 тем. В каждом семе­стре студенты изучают две темы за исключением студентов I курса в первом семестре (только 1 тема).

Тема I. Теоретические занятия для основной группы


Тема 2. Составление комплекса утренней гимнастики
Общие требования к утренней гимнастике; терминология, необходимая для составления комплекса утренней гимнастики; основные требования для со­ставления комплекса утренней гимнастики с учетом конкретного заболевания. 16

Тема 3. Виды гимнастики танцевального направления
Алексеевская гимнастика: женская гимнастика, как разновидность ху­дожественной гимнастики; оздоровительная и спортивная аэробика: ритмиче­ская гимнастика: джаз-гимнастика: диско-гимнастика: акробатический рок-н-ролл; "кик-лег". Аквабилдинг, гидробилдинг. гидротоника, акванавтика, гидроаэробика. Степ-аэробика. Степ-клайминг.

Тема 4. Виды гимнастики для развития гибкости и подвижности в суставах
"Тысяча движений" (система упражнений академика И.М.Анохина): стретчинг; позовая растяжка; биомеханическая стимуляция; растяжки с отягощением. Пластическая гимнастика.

Тема 5. Виды гимнастики, направленные на коррекцию телосложения
Бодибилдинг; атлетическая гимнастика; энергогимнастика; шейпинг; космети­ческая гимнастика; коррегирующая гимнастика; каланетик.

Тема 6. Виды гимнастики, основанные на восточных оздоровительных системах
Тайзицюань, цигун.
Тема 7. Массаж
Теоретический аспект массажа; практические приемы и характерные ошибки; массаж частей тела; массаж при различных заболеваниях; детский массаж; массаж для детей с различными заболеваниями и патологиями.
Тема 8. Спорт
Футбол; баскетбол; бейсбол: регби; лыжи; бобслей: фехтование: со­временное пятиборье и др.

Тема 9. Физические упражнения при различных заболеваниях и воз­можные нагрузки
Миопия высокой степени, миопия травматическая, послеоперационная и другие отклонения зрения, упражнения для предупреждения миопии: легоч­ные заболевания; заболевания сердечно-сосудистой системы: заболевания опорно-двигательного аппарата.

Тема 10. Составление комплексов упражнений с учетом конкретного заболевания для занятий лечебной физкультурой.

Тема 11. Семейное физическое воспитание
Физическая культура беременной женщины; физическое воспитание детей раннего возраста; физическое воспитание детей от 1 до 3 лет; стадион в квартире; плавать раньше, чем ходить.



4. КРИТЕРИАЛЬНО НОРМАТИВНЫЙ МОДУЛЬ

4.1. Общие требования к зачету для студентов всех учебных отделений

1. Посещаемость 90%.
2. Теоретический зачет в первом семестре.
3. Сдача контрольных нормативов по физической подготовке.
4. Проведение комплекса физических упражнений по заданию преподавателя на группе студентов.
5. Участие в соревнованиях по виду спорта на выбор или участие в организации соревнований.

4.2. Тесты и нормативные оценки по физической подготовленности для студентов основного и спортивного отделений
Для девушек

Упражнения
Нормативные оценки
I курс
II курс
III курс
1-й семестр
2-й семестр
3-й семестр
4-й семестр
5-й семестр
6-й семестр
Бег 100 м
17.4
17.2
17.2
17.0
16.8
16.6
Бег 500 м
2.05
­
2.00
­
1.55
­
Бег 2000 м
­
10.00
­
9.35
­
9.20
Прыжки в длину с места
1.70
1.75
1.75
1.80
1.80
1.90
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа
12
­
15
­
15
­
Наклоны туловища
30
35
35
40
45
50
Подтягивание в висе лежа на перекладине
­
15
­
15
­
15


Для юношей

Упражнения
Нормативные оценки
I курс
II курс
III курс
1-й семестр
2-й семестр
3-й семестр
4-й семестр
5-й семестр
6-й семестр
Бег 100 м
14.2
14.0
14.0
13.8
13.8
13.6
Бег 1000 м
3.35
­
3.30
­
3.25
­
Бег 3000 м
­
14.30
­
14.00
­
13.40
Прыжки в длину с места
2.20
2.20
2.25
2.25
2.25
2.25
Подтягивание на перекладине
10
10
11
11
12
12
Подъем силой на перекладине
1
­
2
­
3
­
Подъем переворотом на перекладине
1
­
2
­
3
­
Сгибание-разгибание рук в упоре брусьях
15
­
15
­
15
­
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (за 3 подхода)
­
60
­
70
­
80
Челночный бег 10*10м
28.0
­
27.5
­
27.0
­
Комплексный тест
10.0
­
10.0
­
9.8
­
Угол в упоре
­
3
­
4
­
5

*Комплексный тест: бег 10 м – 2 кувырка вперед – встать –поворот на 180 град –
2 кувырка вперед – бег 10 м.


4.3. Тесты и нормативные оценки по физической подготовленности для студентов специального отделения

Упражнения
Нормативные оценки
Мужчины
Женщины
отл.
хор.
удовл.
отл.
хор.
удовл.
100 м
15.0
15.2
15.4
19.0
19.4
19.8
2000 м
­
­
­
Без учета времени
3000 м
Без учета времени
­
­
­
Подтягивание
8
6
4
­
­
­
Наклоны туловища
­
­
­
40
35
30



4.4. Требования к зачету для студентов, освобожденных от практических занятий

Требования
Условия зачета
Первый семестр
1.Посещение практических занятий для студентов основного отделения
Сдача теоретического зачета
2. Составление комплекса утренней зарядки с учетом диагноза заболевания
Представить письменно комплекс утренней зарядки
Второй семестр
1 .Посещение теоретических занятий
Посещение 80%
2. Самостоятельное освоение темы "Возможные физические нагрузки и физические упражнения при конкретном заболевании (по диагнозу)"
Реферат
Третий семестр
1 .Посещение теоретических занятий
Посещение 80%
2. Самостоятельное освоение темы "Комплекс уп­ражнений для коррекции своего телосложения с учетом заболевания"
Реферат
Четвертый семестр
1 .Посещение теоретических занятий
Посещение 80%
2. Знакомство с постановкой спортивной работы в университете, участие в проведении соревнова­ний
Работа в судейской бригаде на двух со­ревнованиях
Пятый семестр
1 .Посещение теоретических занятий
Посещение 80%
2. Самостоятельное освоение темы "Комплексы упражнений для детей до 7 лет"
Реферат
Шестой семестр
1 .Посещение теоретических занятий
Посещение 80%
2. Самостоятельное освоение темы "Методика са­моконтроля физического развития и физической подготовленности"
Реферат