Калининградский государственный технический университет
Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству






УТВЕРЖДАЮ
проректор по учебной работе Ф.А.Титков
2001 г.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине "Основы коммерческой деятельности" для студентов технических специальностей дневной формы обучения

1. Цели и задачи дисциплины.

Цели преподавания дисциплины "Основы коммерческой деятельности" заключаются в предоставлении студентам систематизированных знаний в области практической коммерческой деятельности на промышленном предприятии.
Задачей курса является научить будущих технических специалистов осуществлять коммерческую деятельность в рыночных условиях, в соответствии с правилами и законами, регулирующими коммерческую деятельность, вооружить их знаниями, приемами и методами коммерческой работы.

2. Требования к знаниям, полученным в результате изучения дисциплины.

Получение в ходе изучения дисциплины знания должны удовлетворять следующим требованиям:
- Будущие специалисты должны знать в полном объеме содержание коммерческой деятельности промышленного предприятия;
- Уметь выполнять, с помощью полученных знаний, различные коммерческие операции;
- Иметь представление о направлениях по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной нагрузки Всего часов Семестр 8
Общая трудоемкость дисциплины 100 100
Аудиторные занятия 46 46
Лекции 30 30
Практические занятия 16 16
Самостоятельная работа 54 54
Вид отчетности (зачет, экзамен) зачет зачет


4. Содержание дисциплины.

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий.

№ темы Разделы и темы дисциплины Лекции (час) Практические (час)
Тема 1. Коммерческая деятельность промышленного предприятия. 2 -
Тема 2. Организационно-правовые формы предприятий. 2 -
Тема 3. Организация управления коммерческой деятельностью на предприятии. 4 2
Тема 4. Планирование закупочной коммерческой деятельности. - 2
Тема 5. Организация коммерческой деятельности по закупке материальных ресурсов. 4 2
Тема 6. Планирование сбытовой коммерческой деятельности. 2 2
Тема 7. Организация сбытовой коммерческой деятельности. 4 2
Тема 8. Организация коммерческой деятельности на совместных предприятиях. 2 2
Тема 9. Анализ закупочной коммерческой деятельности. 2 2
Тема 10. Анализ сбытовой коммерческой деятельности. 2 9
Тема 11. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия. 4 -
Итого 30 16




4.2 Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. Коммерческая деятельность промышленного предприятия.
Промышленное предприятие как субъект коммерческой деятельности. Сущность коммерческой деятельности. Основные принципы коммерческой деятельности. Оценка коммерческой деятельности российских предприятий на современном этапе.

Тема 2. Организационно-правовые формы предприятий и их объединений.
Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации. Классификация коммерческих предприятий. Малые предприятия. Организационные формы объединения предприятий. Классификация хозяйственных объединений.

Тема 3. Организация управления коммерческой деятельностью на предприятии.
Основные функции коммерческой службы предприятия. Принципы формирования структур управления коммерческой деятельностью. Организационная структура коммерческой службы предприятия. Совершенствование организации управления коммерческой деятельностью предприятия.

Тема 4. Планирование закупочной коммерческой деятельности.
Сущность планирования закупочной деятельности. Изучение рынка сырья и материалов. Расчет потребности и разработка плана закупок материальных ресурсов. Определение экономически целесообразной партии закупок. Определение потребности основных цехов в материальных ресурсах. Оформление выдачи материалов и их доставки в цех.

Тема 5. Организация коммерческой деятельности по закупкам материальных ресурсов.
Установление коммерческих связей и выбор поставщиков. Условия поставки материальных ресурсов. Приемка ресурсов по критериям качества и количества. Основные формы расчетов при закупке материальных ресурсов. Ответственность предприятий-поставщиков при нарушении договорных обязательств.

Тема 6. Планирование сбытовой коммерческой деятельности.
Роль и значение сбыта продукции на предприятии. Планирование номенклатуры и ассортимента продукции. Планирование сбыта продукции: разработка портфеля заказов и прогнозирование сбыта продукции. Составление планов сбыта.

Тема 7. Организация сбытовой коммерческой деятельности.
Выбор каналов сбыта продукции. Распределение сбыта товаров по регионам. Определение объективной цены. Организация оперативно-сбытовой работы и оформление документации.

Тема 8. Организация коммерческой деятельности на совместных предприятиях.
Характеристика и основные типы совместных предприятий. Организация коммерческой деятельности на совместных предприятиях.

Тема 9. Анализ закупочной коммерческой деятельности.
Анализ качества определения потребности в материальных ресурсах. Анализ выполнения договорных обязательств поставщиками. Анализ затрат по закупке материальных ресурсов. Анализ использования производственных запасов.

Тема 10. Анализ сбытовой коммерческой деятельности.
Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Анализ качества поставляемой продукции. Анализ влияния сбытовой деятельности на прибыль предприятия. Анализ результативности работы отдела сбыта предприятия.

Тема 11. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия.
Основные направления внешнеэкономической деятельности предприятия. Поиск партнеров и установление связей. Порядок ведения переговоров. Заключение контрактов и оформление документации. Организация поставки (получения) товаров. Выполнение таможенных операций.

5. Самостоятельная работа студентов включает:
- изучение материала дисциплины по конспекту лекций, учебникам и журналам:
- самостоятельное изучение нормативных документов, приняты в период изучения курса.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература.
а) Основная литература..
1. I (анкратов Ф.Г", Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник. М.: Маркетинг. 2000.
2. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. М.: Инфра-М. 2000.
3. Осипова Л.В, Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник. М.. 2000.
4. Практикум по коммерческой деятельности: Учебное пособие./ Ф.Г. Панкратов и др. М.: Маркетинг. 1998.
б) Дополнительная литература.
1. Абчук В.А. Коммерция: Учебник. СПб.: Издательство Михайлова В.А.. 2000.
2. Голотагюва А.И. и др. Основы коммерческой деятельности: учебное пособие. М.: Изд-во МГУК, 2000.
3. Быкова Е.В, Стоянова Е.С. Финансовое искусство коммерции. М.: Перспектива. 1995.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1997.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки специалистов по специальностям:
210200 "Автоматизация технологических процессов и производств";
120100 "Технология машиностроения";
230101.65 "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети";
230102.65 "Автоматизированные системы обработки информации и управления".

Программу составил В.Ф. Санин, к.э.н, доцент кафедры Экономики предпринимательства КГТУ.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экономики и предпринимательства 27 ноября 2003г. протокол № 5

Программа рассмотрена и одобрена методической комиссией факультета Автоматизации производства и управления 28 ноября 2003г. протокол .№ 7