История кафедры кораблестроения | Калининградский государственный технический университет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

История кафедры кораблестроения

Кафедра образована в 1998 г. путем объединения кафедр теории и проектирования судов и технологии судостроения и судоремонта. История этих кафедр начинается с 1948 г., когда в составе судостроительного факультета Мосрыбвтуза были созданы кафедры архитектуры корабля, теории корабля, технологии судостроения и судоремонта. Первыми заведующими этих кафедр стали, соответственно, доцент А.К. Мицевич, профессор Н.Ф. Воеводин, доцент И.Н. Ефимов. Открытие кафедр имело целью подготовку кадров инженеров-кораблестроителей, которые, обладая такой же, как в других кораблестроительных вузах и факультетах страны базовой специальной подготовкой, должны хорошо знать специфику проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации промысловых судов. Функции выпускающей кафедры были закреплены за кафедрой общепроектного направления - архитектуры корабля. Эти кафедры должны были стать ядром научной работы. В 1951 г. профессор Н.Ф. Воеводин добился открытия на факультете аспирантуры, заложив основы отечественной научной школы судостроителей промыслового флота.

После перевода вуза в Калининград перед кафедрами, помимо решения своей основной задачи - подготовки кадров инженеров-кораблестроителей, возникли новые задачи: создание современной лабораторной базы, установление тесных связей с промышленностью, расширение подготовки научных кадров, научное обеспечение проектных работ и эксплуатации флота в области мореходных качеств, повышение эффективности технологических процессов постройки и ремонта судов.

В 50-70-е годы происходил бурный рост отечественного флота -он стал самым крупным в мире. Для обеспечения его безопасности потребовался ряд организационных мер в масштабе отрасли. В связи с этим приказом Государственного Производственного Комитета СССР по рыбному хозяйству в январе 1965 г. при кафедре теории корабля была создана Отраслевая научно-исследовательская лаборатория мореходных качеств судов флота рыбной промышленности (ОНИЛАМК). У истоков создания лаборатории находились основатель кафедры теории корабля Мосрыбвтуза профессор Н.Ф. Воеводин и тогдашний заведующий кафедрой доцент Н.Б. Севастьянов.

Благодаря энергии Н.Б. Севастьянова, проректора по научной работе А.И. Ракова и заведующего лабораторией В.А. Белова, за короткий срок удалось построить современную лабораторию, оснащенную лучшей в то время экспериментальной техникой. Неоценимую помощь в решении задач, стоящих перед кафедрой и отраслевой лабораторией, оказал профессор, лауреат Государственной премии Л.А. Эпштейн.

ОНИЛАМК и кафедра теории корабля осуществляли научное обслуживание промыслового флота в области мореходных качеств на всех стадиях проектирования и эксплуатации судов от проектных рекомендаций по форме корпуса и буксировочных испытаний моделей до анализа аварий судов. Причем пришлось пересматривать саму номенклатуру мореходных качеств и, в частности, заменить рассмотрение качки судна изучением гораздо более общего свойства судна - поведения его в море при ветре и волнении. Была проделана огромная работа по созданию новых и корректировке существующих документов по мореходным качествам судов. Большое внимание уделялось фундаментальным проблемам, связанным с мореходностью рыболовных и других типов судов, и прикладным исследованиям по другим разделам гидромеханики корабля и судостроения в целом, например, гидродинамическим исследованиям работы гребного винта в особых условиях. Практическим результатам исследований работы винта явилось, в первую очередь, создание современных имитаторов: потокогасительных камер и стендов, позволяющих испытывать двигательно-движительные комплексы без выхода в море в заводских условиях.

Одной из основных задач выпускающей кафедры архитектуры корабля (с 1984 г. - кафедра проектирования и конструкции судов) является разработка учебных планов, организация учебного процесса и дипломного проектирования. Кафедрой был создан уникальный технический архив проектов промысловых судов и судов иного назначения, технических, нормативных и справочных материалов по вопросам судостроения и смежных отраслей знаний. Решению этих и ряда других важных задач много сил отдали заведующие в разные годы кафедрой доценты А.И. Раков, А.А. Правдин, М.В. Набиканова, И.З. Гольденберг, В.П. Иванов. Обобщения работ по оптимизации промысловых судов нашли отражение в монографиях А.И. Ракова «Особенности проектирования промысловых судов» и «Оптимизация основных характеристик и элементов промысловых судов». В 1981 г. А.И. Раковым и Н.Б. Севастьяновым был издан первый в мире учебник по проектированию промысловых судов.

В 1988 г. в ходе реорганизации структуры факультета кафедра теории корабля была объединена с кафедрой проектирования и конструкции судна под названием «Теория и проектирование судов». Её заведующим был избран профессор Н.Б. Севастьянов. Он руководил кафедрой до 1991 г.

С 1991 по 1998 г. кафедрой руководил Дмитрий Михайлович Ананьев.

Кафедра технологии судостроения и судоремонта на калининградской земле создавалась заново. Благодаря усилиям первого заведующего, профессора Ф.А. Розенфельда, и последующих заведующих - доцентов М.А. Шестерненко, Б.Е. Телянера, Ю.П. Королевского, А.П. Иванова, а также энтузиазму и большой работе преподавателей и сотрудников кафедры, она стала коллективом, обеспечивающим подготовку инженеров-кораблестроителей с технологической специализацией, проведение научных исследований и внедрение их результатов, направленных на повышение эффективности технологических процессов постройки и ремонта судов.

Лабораторная база кафедры получила наибольшее развитие в 70-х годах, когда под руководством заведующего Б.Е. Телянера был построен лабораторный комплекс и развернуты исследования, связанные с проектированием технологических процессов предстапельного изготовления судовых корпусных конструкций, разработкой технологии ремонта судов, методов и средств механизации и автоматизации трудоемких процессов в судостроении, судоремонте и других смежных отраслях промышленности, диагностированием технического состояния и повышением надежности валогребных и рулевых комплексов судов флота рыбной промышленности.

Многие исследования, выполненные кафедрой, носили отраслевой характер и входили в комплексно-целевые программы. В числе заказчиков были Минрыбхоз СССР, Центральный конструкторско-технологический институт судоремонта, Центральный научно-исследовательский институт технологии судостроения, Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» и многие другие предприятия и организации. Наиболее значительными результатами этих исследований стали руководящие и нормативные документы, внедренные в промышленность.

С 1998 г. по настоящее время кафедрой кораблестроения руководит к.т.н. профессор кафедры Анатолий Петрович Иванов.

Сегодня А.П. Иванов руководит коллективом, где работают 9 преподавателей. Преподаватели кафедры - высококвалифицированные педагоги, известные ученые, отдавшие родному вузу не один десяток лет. Свой значимый вклад в общее дело кафедры вносит учебно-вспомогательный состав. Это люди с богатой трудовой биографией, словом и делом поддерживают высокий рейтинг кафедры.