Правила библиотеки | Калининградский государственный технический университет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Правила библиотеки

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКОЙ
ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»

  1. Общие положения


    1. Правила пользования научно-технической библиотекой разработаны в соответствии с Положением о НТБ КГТУ и примерными правилами пользования библиотекой образовательного учреждения высшего профессионального образования, одобренных Центральной библиотечно-информационной комиссией Минобразования РФ в 2000 г.
    2. Правила пользования библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей, права и обязанности библиотеки и читателя.
  2. Читатели, их права, обязанности и ответственность


    1. Студенты, аспиранты, профессорско-преподавательский состав, научные работники, сотрудники университета имеют право бесплатно пользоваться основными видами библиотечно-информационных услуг:
      • получать полную информацию о составе фондов библиотеки через систему каталогов, электронный каталог и другие формы библиотечного информирования;
      • получать из фонда библиотеки для временного пользования в читальных залах и на абонементах любые издания, неопубликованные документы и их копии;
      • получать консультационную помощь в поиске и выборе произведений печати и других документов;
      • получать издания по межбиблиотечному абонементу;
      • продлевать срок пользования литературой в следующем порядке: на абонементе учебной литературы – по истечении семестра (до 15.02 и 15.07), на абонементах научной и художественной литературы – через один месяц.
    2. Читатели обязаны бережно относиться к книгам, другим документам полученным из фондов библиотеки; возвращать их в установленные сроки; не выносить их из помещений читальных залов и абонементов, если они не записаны в читательском или книжном формуляре; не делать в них пометок, подчеркиваний; не вырывать и не загибать страниц; не нарушать расстановки в фондах открытого доступа; не вынимать карточек из каталогов и картотек.
    3. При получении книг и других документов читатели должны тщательно просмотреть их и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом дежурному библиотекарю, в противном случае, ответственность за порчу книг несет читатель, пользовавшийся изданием последним.
    4. Читатели не имеют права передавать читательский билет другому лицу, а также пользоваться чужим читательским билетом. В случае утери электронного читательского билета выдается дубликат, стоимость дубликата электронного читательского билета взамен утерянного с учетом компенсации расходных материалов на его производство определяется распоряжением ректора.
    5. При выбытии из вуза читатели обязаны за 7 дней до увольнения вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания.
    6. Читатели обязаны соблюдать правила пользования библиотекой. Читатели, нарушившие правила пользования библиотекой или причинившие библиотеке ущерб, компенсируют его в размере, установленном приказом ректора, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
    7. Читатели, ответственные за утрату или порчу изданий, обязаны заменить их такими же изданиями, или копиями, или признанными библиотекой равноценными, а при невозможности замены возместить стоимость изданий и уплатить штраф, в размере установленном приказом ректора.
  3. Права и обязанности библиотеки


    1. Библиотека в своей деятельности обеспечивает реализацию прав читателей, установленных пунктом 2.
    2. Библиотека обслуживает читателей в соответствии с Положением о НТБ КГТУ и Правилами пользования научно-технической библиотекой.
    3. Библиотека обязана:
      • информировать читателей о всех видах предоставляемых библиотекой услуг;
      • обеспечить читателям возможность пользоваться всеми фондами библиотеки;
      • популяризировать свои фонды и предоставляемые услуги;
      • совершенствовать библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание читателей, внедряя современные информационные библиотечные технологии обслуживания;
      • в случае отсутствия в фондах библиотеки необходимых читателям изданий запрашивать их по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
      • обеспечивать высокую культуру обслуживания; оказывать читателя помощь в выборе необходимых произведений печати и других документов, проводя занятия по основам библиотечно-библиографических знаний, устные консультации, предоставляя в их пользование электронные каталоги, картотеки и иные формы информирования, организуя книжные выставки, библиографические обзоры, дни информации, дни кафедр и другие мероприятия;
      • осуществлять постоянный контроль за возвращением в срок выданных книг и других документов;
      • создавать и поддерживать в библиотеке комфортные условия для работы читателей;
      • отчитываться в своей деятельности перед читателями в любой форме.
  4. Порядок записи читателей в библиотеку


    1. Единственным документом, дающим право пользования всеми подразделениями библиотеки, является электронный читательский билет с фотографией читателя.
      Электронный читательский билет выдается всем категориям читателей в секторе учета читателей отдела учебной литературы:
      • для студентов – на основании приказа ректора о зачислении в вуз и документа, удостоверяющего личность читателя (паспорта гражданина РФ или другой страны);
      • всем остальным категориям читателей – на основании паспорта гражданина РФ и удостоверения личности сотрудника университета.
    2. При записи в библиотеку читатели должны ознакомиться с правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на формуляре – договоре, который заполняется в секторе учета читателей.
  5. 5. Порядок пользования читальными залами


    1. При заказе литературы в читальном зале читатели предъявляют электронный читательский билет, заполняют читательское требование. На всех точках выдачи литературы внедрена автоматизированная книговыдача, сведения о выданных читателю документах автоматически заносятся в электронный формуляр читателя.
    2. Число книг и других документов, выдаваемых в читальных залах, как правило, не ограничивается. При наличии единовременного повышенного спроса число выдаваемых экземпляров может быть ограничено по усмотрению дежурного библиотекаря.
    3. Литература, выданная в читальный зал из основного книгохранилища, может быть забронирована на определенный срок.
    4. Энциклопедии, справочные издания, редкие и дефицитные издания, и также издания, получаемые по МБА, выдаются только в читальном зале.
    5. Не разрешается входить в читальные залы с личными и библиотечными книгами, журналами, газетами, вырезками из печатных изданий и другими печатными материалами.
    6. Выносить литературу из читальных залов запрещено. В случае нарушения этого правила, читатели могут быть лишены права пользования библиотекой на срок, определяемый администрацией библиотеки, или возместить ущерб, нанесенный библиотеке, в размере, установленном приказом ректора.
  6. Правила пользования электронным читальным залом студентов


    1. Электронный читальный зал организован для самостоятельной работы студентов университета в целях предоставления доступа к электронной библиотеке, электронному каталогу, а также справочно-библиографической, фактографической и полнотекстовой информации, представленной в электронном виде.
    2. В электронном читальном зале пользователь имеет право:
      • пользоваться полнотекстовыми электронными версиями периодических изданий, доступ к которым организован в библиотеке,
      • пользоваться электронным каталогом;
      • пользоваться материалами электронной библиотеки и электронной библиотечной системы (ЭБС), с которой заключен договор университетом и оформлена подписка;
      • пользоваться материалами справочных правовых систем «Консультант Плюс» и «Технорматив»;
      • получать общие рекомендации по поиску информации;
      • пользоваться установленным лицензионным программным обеспечением.
    3. Пользователь электронного читального зала обязан бережно относиться к оборудованию; по окончании работы закрывать использованные программы, все документы, применяя стандартные процедуры выхода, удалять ненужные файлы; соблюдать тишину при работе в электронном читальном зале.
  7. Правила пользования читальным залом преподавателей


    1. Читальный зал преподавателей организован для полного и оперативного информационно-библиотечного обслуживания и самостоятельной работы следующих категорий читателей: преподаватели, аспиранты и студенты старших курсов.
    2. Пользователь имеет право:
      • пользоваться материалами электронной библиотеки и электронной библиотечной системы (ЭБС), с которой заключен договор университетом и оформлена подписка;
      • пользоваться периодическими изданиями, полнотекстовыми электронными версиями периодических изданий, доступ к которым организован в библиотеке;
      • пользоваться электронным каталогом;
      • пользоваться электронными каталогами и базами данных других библиотек (РГБ, РНБ, ВИНИТИ, БЕН РАН, РГУ им. Канта, Калининградской областной библиотеки и др.);
      • заказать книги и статьи по межбиблиотечному абонементу;
      • пользоваться материалами справочных правовых систем «Консультант Плюс» и «Технорматив»;
      • получать общие рекомендации по поиску информации;
      • пользоваться установленным лицензионным программным обеспечением;
      • осуществлять поиск научной и образовательной информации в Интернете.
    3. Пользователь электронного читального зала для преподавателей бережно относиться к оборудованию; по окончании работы закрывать использованные программы, все документы, применяя стандартные процедуры выхода, удалять ненужные файлы; соблюдать тишину при работе в электронном читальном зале для преподавателей.
  8. Правила пользования абонементом


    1. Для заказа и получения изданий на абонементах читатели предъявляют электронный читательский билет, заполняют читательское требование. На всех точках выдачи литературы внедрена автоматизированная книговыдача, сведения о выданных читателю документах автоматически заносятся в электронный формуляр читателя.
    2. Срок пользования литературой для различных категорий читателей и количество выдаваемых изданий на абонементах устанавливается дифференцированно:
      • на абонементе учебной литературы – один семестр;
      • на абонементах научной и художественной литературы – один месяц.
      При необходимости сроки пользования могут быть продлены; на дефицитные и пользующиеся повышенным одновременным спросом издания сроки пользования могут быть сокращены в момент выдачи литературы читателям.
    3. Не подлежат выдаче на дом единственные или последние экземпляры, а также энциклопедии, редкие и ценные издания.
    4. В случае невозвращения или не продления изданий в срок читатели обязаны возместить библиотеке ущерб в сумме, установленной приказом ректора.